АДМИНИСТРАЦИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05.01.1994 г. N 6
Об утверждении Типовых правил торговли
__________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора области
от 29.12.99 г. № 498
__________________________
В целях создания единой нормативной базы для упорядочения работы субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли и общественного питания, реализации требований законодательства по защите прав потребителей, во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" от 23 июня 1992 года, в соответствии с постановлениями Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1992 года N 332 "Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания" и от 1 октября 1993 года N 995 "О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров",
ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить Типовые правила торговли Саратовской области согласно приложению.
2. Рекомендовать администрациям городов и районов:
принять правила торговли на подведомственной территории к исполнению, включая в качестве обязательного условия в лицензию на право торговли;
контроль за исполнением Типовых правил торговли возложить на органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией: Госторгинспекцию, Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор, налоговую инспекцию, УВД и органы управления торговлей на местах.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по торговле администрации области.
Глава администрации области
Ю.В.Белых
Приложение
к постановлению
администрации области
от 05.01.94 г. N 6
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ
I. Общие положения
1.1. Настоящие правила регулируют деятельность всех хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
1.2. Хозяйствующий субъект в сфере торговли и общественного питания - это предприятие (являющееся или не являющееся юридическим лицом), выполняющее функции: по торговому обслуживанию населения, изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг, а также гражданин-предприниматель, занимающийся этими видами деятельности.
1.3. Юридические и физические лица осуществляют функции, перечисленные в п. 1.2. настоящих правил на основании устава либо регистрационного свидетельства и лицензии на право торговли, а также в некоторых случаях, на основании специальных дополнительных лицензий (на реализацию товаров, облагаемых акцизами).
1.4. Администрации (собственники) предприятий могут самостоятельно устанавливать дополнительные условия для потребителей (пользование инвентарными корзинами, ограничение курения, запрещение находиться в верхней одежде - в предприятиях общественного питания и т.п.), не противоречащие действующему законодательству.
II. Организация обслуживания и взаимоотношения с потребителями
2.1. Товарный профиль и минимальный ассортиментный перечень определяются лицензией, выдаваемой органами лицензирования.
2.2. Предприятия торговли и общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей информацию о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, минимальном ассортиментном перечне товаров и продукции, дополнительных услугах, прейскурант цен, меню. В торговом зале в доступном месте должна находиться книга отзывов и предложений, прошнурованная и скрепленная печатью местной администрации.
За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товарах, продукции, услугах предприятие (предприниматель) несет ответственность в порядке, установленном Законом РФ "О защите прав потребителей".
2.3. Режим работы предприятий устанавливается собственником предприятия; муниципальным предприятиям (смешанной формы собственности) режим устанавливается по согласованию с местной администрацией. Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
Закрытие предприятия на ремонт или для проведения других заранее запланированных мероприятий производится не ранее, чем через 5 дней после извещения об этом соответствующей администрации и покупателей специальным объявлением.
2.4. Помещения тогового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 метров), витрины, оборудование, инвентарь, процесс работы должны отвечать правилам техники безопасности, санитарной, противопожарной и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа.
Руководители предприятий и граждане-предприниматели несут ответственность за своевременное проведение работ по очистке и уборке территорий, прилегающих к находящимся в их ведении палаткам, киоскам, лоткам и др. мелкорозничной сети, а также за их содержание в соответствии с установленными требованиями.
Правила торговли должны быть доведены до сведения покупателей каждым торговым предприятием, независимо от формы собственности.
III. Продажа товаров
3.1. Продажа товаров производится всем гражданамна общих основаниях. Запрещается обуславливать продажу одних товаров покупкой других. Исключением являются наборы, составленные производителем (поставщиком, комитентом).
3.2. Льготы в торговом обслуживании предоставляются отдельным категориям населения в соответствии с действующим порядком.
3.3. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам товаров, имеющих и требующих предостережения при их использовании и хранении, а также продажа винно-водочных изделий, пива и табачных изделий в соответствии с действующим законодательством.
Продажа товаров, для которых установлены особые правила торговли (оружие, боеприпасы, комиссионные товары, предметы детского обихода и др.), осуществляется с соблюдением также и эти особых правил.
3.4. Администрация предприятия (предприниматель) обязаны обеспечить наличие ценников на реализуемые товары.
3.5. Товары, на которые устанавливаются нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.6. В магазинах покупателям предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных товаров. Для этого в торговых залах устанавливаются контрольные весоизмерительные приборы, которые должны иметь клейма, нанесенные в установленном порядке.
3.7. Обмен товаров, либо возврат денег производится по требованию покупателей в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
3.8. Запрещается в черте населенных пунктов производить продажу спиртных напитков в розлив из бочек, цистерн, в помещениях, не соответствующих требованиям санитарного режима, а также торговлю винноводочными изделиями вблизи учебных, детских учреждений, больниц, во всех видах общественного транспорта; на предприятиях общественного питания - немаркированных штампом предприятия.
3.9. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также без установленной документации по качеству.
3.10. Продавец (кассир) обязан получить деньги за прланный товар без ограничения в приеме отдельных денежных купюр, произвести правильный в соответствии с прейскурантами счет и выдать сдачу. Для стационарной торговой сети обязательно наличие кассовых аппаратов.
3.11. Во всех случаях совершения покупки продавец обязан выдать подтверждающий ее документ (кассовый чек, товарный чек, закупочный акт, справку и т.п.).
При продаже товаров, имеющих технический паспорт или иной, заменяющий его документ работники магазина обязаны сделать в нем соответствующую отметку.
3.12. Товар в зале самообслуживания может отбираться покупателем с использованием инвентарных корзин. При выходе покупателей из зала самообслуживания работникам магазина запрещается проверять их личные сумки, портфели и т.п.
3.13. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции независимо от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку, а младший обслуживающий персонал обязан пройти минимальную санитарную подготовку.
3.14. В течение установленного времени работы руководство предприятия обязано обеспечить непрерывный процесс обслуживания покупателей.
Не разрешается прекращать доступ покупателей в магазин (предприятие общественного питания) до начала обеденного перерыва или до окончания времени его работы. Касса прекращает работать в точном соответствии с установленными часами работы, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончанию работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале. За 5 минут до прекращения обслуживания работники торгового предприятия предупреждают об этом покупателей.
Вход покупателей в предприятия общественного питания прекращается за 15 минут до закрытия предпиятий, работающих оп методу самообслуживания и за 30 минут до закрытия педприятий, работающих с официантами.
IV. Обслуживание потребителей предприятиями общественного питания
4.1. Формы и методы обслуживания потребителей определяются руководителем (собственником) предприятия, исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания, установленных в соответствии с действующими нормативными актами (стандартами).
4.2. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший". Официанты должны иметь униформу, соответствующую интерьеру предприятия и особенностям обслуживания.
В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, состоящая из прилавков самообслуживания, барных стоек или другого оборудования. Потребителями самостооятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сервировка столов: приборы со специями (солонка, перечница), бумажные салфетки.
С учетом соблюдения санитарных норм количествоодновременно используемой столовой посуды и приборов должно быть не менее трехкратного количество по числу мест в зале.
Применяемые на производстве и в торговом зале посуда, приборы, инвентарь должны быть изготовлены только из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший, должен работать персонал, знакомый со стандартами на услуги и продукцию предприятий общественного питания, действующими в Российской Федерации, а также со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.
4.3. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после лтбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет, формырасчетов за питание определяются в зависимости рт метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции осуществляется по выданной официантом счету
Затраты времени с момента предоставлению потребителю места за столом до подачи холодных блюд и закусок должны составлять не более 20 минут.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
4.4. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными администрацией (собственником) предприятия.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки напитка, цене всей емкости, 50 и 100 г напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
4.5. Администрация (собственник) предприятия самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора и местной администрацией при получении лицензии на право деятельности в сфере общественного питания.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и прочее) изготавливаются на высокохудожественном уровне.
В ресторанах, кафе, барах предусматривается музыкальное обслуживание.
4.6. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживающих социально-незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
4.7. Предприятия общественного питания независимо от формы собственности должны предоставить потребителю возможность проверки соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции.
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться "на вынос" в соответствующей упаковке.
4.8. При приеме заказа на обслуживание различных торжеств, ритуальных мероприятий администрация (собственник) предприятия должна гарантировать их проведение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности организации обслуживания по независящим от администрации (собственника) причинам она обязана обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней. Заказчик имеет право отказаться от заказа полностью не позднее, чем за сутки до момента обслуживания.
V. Торговля на колхозных рынках
5.1. Торговля на колхозных рынках имеет своей задачей максимальное привлечение сельскохозяйственной продукции путем оказания поставщикам помощи в ее доставке, продаже, установления постоянных связей со сдатчиками, организацию постоянных ярмарок и базаров на прилегающей территории и другими методами.
5.2. На колхозных рынках организуется бюро дополнительных услуг, которое оказывает юридическим и физическим помощь в реализации сельхозпродукции, в частности:
- разруб мяса;
- прокат весов, гирь, другого торгового оборудования и инвентаря;
- предоставление мест для хранения товаров;