Недействующий

О концепции развития аудита в Саратовской области на 2000-2003 годы (утратил силу на основании постановления Правительства области от 11.05.2004 № 118-П)

I. Характеристика современной ситуации на рынке  аудиторских услуг Саратовской области

Возникновение и развитие аудита изначально связано с потребностью собственника получать реальную информацию о состоянии своего капитала, анализа рациональности использования имущества и ресурсов. При этом важнейшим условием составления такой информации является независимость аудита, позволяющая составлять объективную оценку финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, делать его финансово-экономическое состояние прозрачным для потенциальных инвесторов.

Период развития аудиторской деятельности в Саратовской области как  и в стране в целом прошел три этапа. Первый этап с 1987 по 1990 годы связан  с принятием соответствующих постановлений Совета Министров СССР,  в которых впервые было введено понятие об аудите.

Второй этап - 1990-1996 годы, когда после принятия Закона РСФСР  “О предприятиях и предпринимательской деятельности” прошел бурный рост числа аудиторских фирм. В это время практически любая организация могла заниматься аудиторской деятельностью (кроме аудита банков, на что нужна была лицензия Банка России), внеся соответствующее положение в свой устав.

Третий этап начался с 1996 года, когда аудит во всех областях стал возможен только аттестованными аудиторами после получения соответствующей лицензии.

В результате в области сложилась следующая ситуация: организована  и действует комиссия по аудиторской деятельности при Губернаторе области, которая активно сотрудничает с консультационным советом по аудиторской деятельности, другими общественными объединениями аудиторов. В области действуют 323 аттестованных аудитора, 69 аудиторских фирм.

Вместе с тем, несмотря на то, что аудит в России имеет свою историю  и нормативную базу, определяющую его правовую основу, ряд ключевых моментов остается неразрешенным и это является существенным препятствием его развития. Остаются нечетко определенными:

роль государства в вопросах регулирования развития рынка аудиторских услуг;

допустимые методы регулирования рынка аудиторских услуг со стороны государственных органов.

До настоящего времени не созданы:

работоспособная система контроля за субъектами хозяйственной деятельности в вопросах соблюдения ими действующего законодательства  в сфере обязательного аудита;

система обеспечения финансовой ответственности аудитора за качество предоставленных услуг (страхование профессиональной и гражданской ответственности).