Сфера торговли и общественного питания - одна из важнейших бюджетообразующих отраслевых систем, формирующих основы финансовой стабильности региона.
За годы рыночных преобразований в сфере торговли сформировались конкурентная среда и отношения свободной купли-продажи, возросла предпринимательская и инвестиционная активность, потребительский рынок стал практически полностью насыщен товарами и услугами. Вместе с тем развитие торговли сопровождается рядом негативных проявлений. В данной сфере сосредоточен значительный объем теневого оборота. Рост звенности товародвижения сопровождается ростом цен реализации. Сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров не обеспечивает эффективного противодействия проникновению на потребительский рынок некачественных товаров. Неоправданно рассредоточено регулирование развития торговой инфраструктуры, что проявляется в диспропорциональности развития отдельных звеньев торговой системы. Неразвитость информационной инфраструктуры усиливает рыночную неопределенность.
Для преодоления негативных тенденций развития торговли существует необходимость в достижении следующих целей:
- совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей процессы в сфере торговли определенными группами товаров;
- внедрении прогрессивных технологий торгового обслуживания;
- осуществлении комплекса мероприятий по упорядочению торговли в различных местах города Саратова и области;
- повышении эффективности контролирующей деятельности за счет совершенствования форм взаимодействия с органами контроля и надзора на потребительском рынке;
- содействии внедрению региональных систем идентификации качества различных видов товаров;
- дальнейшем развитии внешнеторговой деятельности;
- создании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания.
Стратегия развития оптовой торговли базируется на разработке конкретной структурной политики, она предусматривает, наряду с определением общего механизма ее проведения, конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
Основой общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на создание системы оптовых продовольственных рынков, включая межрегиональный рынок федерального значения, реально содействующих обеспечению продовольственной безопасности региона.
Представляя собой внешний контур единой оптовой системы региона, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговли. Эта зона и должна обеспечить устойчивость оптовой торговой системы области.
Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать независимые оптовые структуры, которые, как правило, самостоятельно определяют собственную коммерческую стратегию и масштаб своей деятельности.
Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые системы формируются также сбытовыми подразделениями предприятий местной промышленности и оптовыми структурами крупных розничных организаций.
Сбытовые подразделения предприятий местной промышленности специализируются на оптовой торговле продукции своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли - на единовременных массовых закупках товаров для собственных нужд.
Обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Необходимо также обеспечить видовое разнообразие действующих на потребительском рынке области оптовых структур, которое диктуется товаропроизводителем при выборе того или иного канала продвижения на рынок своей продукции.
Главная задача структурной реорганизации оптового звена - стимулирование развития таких структур, которые максимально удовлетворяли бы требованиям товаропроизводителей.
Основная функция этих структур - создание необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами.
Это могут быть оптовики универсальные или специализирующиеся на отдельных группах товаров. Они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.
Важным звеном оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые продовольственные рынки и оптовые ярмарки.
Оптовые продовольственные рынки являются самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения. Они призваны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия.