В основе государственной политики в сфере потребительского рынка лежат следующие принципы:
отказ от вмешательства в управление предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке;
переход от административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;
обеспечение равенства организационно-экономических условий деятельности субъектов потребительского рынка различных организационно-правовых форм и форм собственности;
признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
Реализация государственной политики в сфере потребительского рынка области, построенной на вышеперечисленных принципах, осуществляется по следующим основным направлениям.
Нормативно-правовое регулирование. Нормативно-правовое регулирование лежит в основе реализации политики стимулирования развития бизнеса, новых экономических структур. Данная политика наделяет государственные органы полномочиями арбитра в спорах и конфликтах хозяйствующих субъектов, определяет «правила игры», не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов рынка. При этом механизмами воздействия на потребительский рынок вместо административных становятся экономические рычаги управления.
В настоящее время нормативно-правовая база в сфере потребительского рынка в полной мере не обеспечивает эффективного правового регулирования различных видов деятельности в условиях развития рыночных отношений.
В целях развития правовой базы в сфере потребительского рынка в ближайшее время планируется разработка областных нормативно-правовых актов по вопросам сертификации услуг розничной торговли.
В соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в сфере розничной торговли, общественного питания, транспортного и бытового обслуживания населения, переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Действующей правовой базой в достаточно мере не разграничены предметы ведения органов исполнительной власти области в сфере потребительского рынка, не определены меры государственной поддержки предприятий и гарантии для их работников. В связи с этим хозяйственные процессы в этой сфере зачастую приобретают искаженные формы, что непосредственно сказывается на экономическом состоянии предприятий и уровне обслуживания населения.
Поэтому необходима разработка федерального закона «О торговле и общественном питании», который обеспечит осуществление на единых основах принципов законности как в отношениях между предпринимателями, так и в отношениях предпринимателей с государственными органами. В связи с этим представляется целесообразным постановка перед законодательным органом Российской Федерации вопроса о разработке и принятии данного закона.
Следует также инициировать принятие на федеральном уровне закона «Об оптовых продовольственных рынках». Это связано с тем, что институт оптовых продовольственных рынков носит межрегиональный характер, и это определяет потребность единого толкования назначения и целей такого торгового звена во всех регионах Российской Федерации.
Деятельность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности прежде всего зависит от обеспечения сырьем, поставщиком которого является сельское хозяйство. В связи с этим для повышения заинтересованности сельскохозяйственных предприятий необходимо урегулировать вопрос о распределении доходов между предприятиями-поставщиками сырья и предприятиями, участвующими в производстве и реализации продукции, в соответствии с их реальным вкладом.
Все это требует подготовки и принятия постановления областной Думы, устанавливающего нормативы соотношений между стоимостью сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции.
Правовое регулирование потребительского рынка области, построенное с учетом новой роли государства в этой сфере экономики, будет способствовать общеэкономическому подъему Саратовской области.
Продовольственная безопасность - это несущая конструкция экономической безопасности. Ее суть - обеспечение уровня и качества экономического роста, позволяющих максимально удовлетворять потребности населения, иметь достаточные государственные резервы, активные торговый и платежный балансы. Не обеспечив продовольственную безопасность, невозможно успешно решать внутренние экономические и социальные задачи, влиять на происходящие макроэкономические процессы, защищать государственные интересы. Обеспечение продовольственной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, направленных на создание условий, обеспечивающих:
режим устойчивого экономического роста предприятий потребительского рынка, расширенного воспроизводства и насыщения рынка качественными продовольственными товарами необходимого ассортимента;
сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами продовольствия;
исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продовольственной продукции;
поддержание условий жизни населения выше уровня бедности;
обеспечение доступности социально-необходимого набора продовольственных товаров для всех слоев населения области.
Контроль качества товаров и защита прав потребителей.
В основе системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг лежат следующие принципы:
организация входного и выходного контроля при производстве продукции;
организация контроля на дорыночной стадии, когда продукция уже произведена, но еще не поступила в места реализации;
организация контроля на стадии реализации товаров;
четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти;