Потребительский рынок Саратовской области, несмотря на кажущуюся автономность и экономическую самодостаточность его элементов - отраслей и подотраслей, представляет собой единый горизонтально интегрированный производственно-хозяйственный комплекс. Единство это достигается прежде всего через общность результатов деятельности субъектов потребительского рынка, через реализацию функций по удовлетворению разнообразных потребностей населения.
Это обстоятельство предопределяет естественное стремление торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения к взаимной организационной и экономической интеграции. Интеграционные процессы внутри потребительского рынка естественным образом дополняются внешней интеграцией. Деятельность многих отраслей экономики, прежде всего таких, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, легкая промышленность и др. тесно связана с потребительским рынком.
Это делает потребительский рынок открытой экономической системой. Поэтому направления развития отдельных отраслей потребительского рынка области необходимо рассматривать во взаимосвязи с общими направлениями экономического развития региона.
Существенными стимулами к усилению интеграционных процессов на потребительском рынке стали: усиление рыночной неопределенности; обострение конкурентной борьбы; падающий по различным причинам спрос; обострение проблем реализации товаров; организационные и технические сложности на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры рынка.
Развитие интеграционных процессов на потребительском рынке области будет происходить в направлении от простых многоотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.
Основными формами таких объединений в пищевой и перерабатывающей промышленности станут торгово-промышленные группы, производственные корпорации, кооперативные объединения и пр.
Наиболее перспективным направлением интеграции в розничной торговле станет объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяйственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания, внедрение систем электронной торговли и т.п.
Бытовое обслуживание будет развиваться в направлении формирования на территории области сети универсальных домов быта, единой системы выездного обслуживания населения в сельской местности и пр.