Потребительская кооперация представляет собой относительно автономную, горизонтально интегрированную экономическую систему. Приоритетным направлением деятельности потребительской кооперации является заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции и сырья. Соединение в едином комплексе заготовки и переработки позволяет производить на собственных промышленных предприятиях продукцию социально-значимого ассортимента.
Закупая продукцию (мясо, молоко, яйца, картофель, овощи, кожевенное сырье) у сельскохозяйственных производителей, потребительская кооперация фактически кредитует их, при этом не получая льготных кредитов на финансирование закупок. Это определяет потребность в привлечении кредитных ресурсов, иностранных инвестиций, максимальную мобилизацию внутренних резервов кооперативных организаций на укрепление отраслей деятельности и финансовое оздоровление.
Потенциальными покупателями потребительской кооперации являются сельские жители, доходы которых значительно ниже среднеобластного уровня. В связи с этим потребительская кооперация выполняет важную социальную функцию, обеспечивая население товарами в счет погашения задолженности по выплате государственных пособий на детей и пенсий.
Существенным негативным фактором, влияющим на социально-экономическое положение на селе, является сельская безработица. Потребительская кооперация играет важную роль в решении этой проблемы. Несмотря на некомпенсированные расходы, потребительская кооперация создает и представляет населению рабочие места, выполняет важную социальную миссию: с одной стороны, дает людям заработок, с другой, увеличивая объемы деятельности и развивая новые направления, укрепляет позиции в конкурентной борьбе на рынке.
Стратегия развития потребительской кооперации, которая действует на рынке Саратовской области как самостоятельный хозяйствующий субъект, направлена на реализацию следующих основных целей:
максимальное удовлетворение потребностей пайщиков и сельского населения в товарах и услугах;
финансово-экономическую стабилизацию предприятий потребительской кооперации.
Достижение указанных целей должно осуществляться за счет решения следующих задач:
обеспечения устойчивого роста объемных показателей;
повышения конкурентоспособности потребительской кооперации;
увеличения доли товаров собственного производства в общем объеме продаж;
создания эффективной организационной структуры управления;
повышения культуры обслуживания покупателей;
повышения уровня кадрового потенциала.
Решение этих задач позволит достичь устойчивых темпов роста во всех отраслях кооперативного хозяйства, финансовой стабилизации предприятий потребительской кооперации.