ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2000 года № 108-П
О Концепции развития отраслей потребительского рынка
Саратовской области на 2000-2003 годы
_______________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области
от 11.05.2004 № 118-П
_______________________________
В целях дальнейшего совершенствования потребительского рынка Саратовской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию развития отраслей потребительского рынка Саратовской области на 2000-2003 годы.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области разработать и утвердить местные Программы развития отраслей потребительского рынка до 2003 года с учетом настоящей Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - первого заместителя Председателя Правительства области Шувалова С.А.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Саратов 2000
Деятельность Правительства Саратовской области направлена на решение широкого спектра проблем региональной экономики. Среди них можно выделить проблемы совершенствования системы управления субъектами потребительского рынка, развития торговли, общественного питания, потребительской кооперации, пищевой и перерабатывающей промышленности, сферы бытового обслуживания населения, лицензирования деятельности предприятий потребительского рынка, защиты прав потребителей.
Концепция развития отраслей потребительского рынка Саратовской области является одним из звеньев формируемой в настоящее время системы государственного управления функционированием и развитием народнохозяйственного комплекса региона. Важнейшей функцией этой системы является планирование деятельности отраслей региональной экономики и, в частности, потребительского рынка. Планирование строится на следующих основных принципах:
иерархичности (территориальные и временные уровни планирования);
единства и взаимосвязи уровней планирования;
перманентности и неразрывности процесса планирования и отчетности;
адаптивности (способности перестраиваться на всех уровнях при изменении внешних и внутренних условий развития потребительского рынка).
Выделяют следующие уровни планирования: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный и оперативный. Каждый из этих уровней оформляется соответствующим набором документов. Долгосрочный уровень представлен стратегическими планами области и отраслей экономики, среднесрочный - концепциями и программами, краткосрочный - годовыми планами, оперативный - соответствующими оперативными плановыми документами.
Предлагаемая Концепция представляет собой основу для среднесрочного планирования, базируется на Стратегическом плане развития области и служит концептуальной базой для краткосрочного и оперативного планирования деятельности потребительского рынка области.
Концепция развития отраслей потребительского рынка Саратовской области на 2000-2003 годы подготовлена специалистами министерств экономики, сельского хозяйства и продовольствия, Облпотребсоюза, учеными Саратовской области. При разработке Концепции использованы статистические данные, предложения районных администраций муниципальных образований и предприятий потребительского рынка, материалы анкетирования городского и сельского населения Саратовской области.
В основе деятельности органов государственной власти в Саратовской области лежит идеология, основанная на патриотизме и гордости за наш Саратовский край. Высшим приоритетом является человек труда, и задача государственных органов - обеспечить максимально возможный в данных социально-экономических условиях уровень жизни населения области.
Исходя из этого, на потребительском рынке должна формироваться и реализовываться эффективная государственная политика, в которой четко сформулированы стратегические цели, направления, конкретные методы и способы работы.
Общие перспективные ориентиры развития потребительского рынка области заданы Стратегическим планом развития Саратовской области. Стратегические цели и направления деятельности, заданные планом, представляют собой конкретизацию общих идеологических принципов применительно к потребительскому рынку, на котором непосредственно сталкиваются противоречивые интересы продавцов, желающих получить наибольшую прибыль, и населения, стремящегося максимально удовлетворить свои жизненные потребности в товарах и услугах при ограниченных доходах.
Миссия областных органов власти в сфере потребительского рынка состоит в обеспечении гармоничных отношений в системе «население - хозяйствующие субъекты - власть» путем создания институциональных и организационно-экономических условий для эффективной деятельности субъектов потребительского рынка и для удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах на уровне мировых стандартов качества жизни.
Для реализации основной стратегической цели необходимо использовать потенциал области таким образом, чтобы создать условия для развития потребительского рынка с преимущественной ориентацией на местного товаропроизводителя, удовлетворить покупательский спрос населения, обеспечить высокое качество товаров и услуг. Это требует принципиально новых подходов к обеспечению устойчивого функционирования и поступательного развития механизмов государственного регулирования во всех отраслях потребительского рынка.
Становление рыночных отношений предъявляет совершенно новые качественные требования к стратегии экономического и социального развития Саратовской области. Характерной чертой стратегии является создание условий для устойчивого экономического роста и превращение на этой основе Саратовской области в регион-донор Российской Федерации.
Реализация стратегии в сфере потребительского рынка достигается посредством решения ряда первоочередных задач:
определения приоритетных направлений развития потребительского рынка области;
обеспечения населения в достаточном объеме продовольственными и промышленными товарами местных товаропроизводителей, а также услугами всех видов;
разработки и реализации комплекса программ и мер по усилению социальной направленности в деятельности предприятий потребительского рынка;
совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения субъектов потребительского рынка;
формирования на потребительском рынке области конкурентной среды;
укрепления межотраслевых связей предприятий потребительского рынка с предприятиями смежных отраслей экономики;
создания условий для роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий потребительского рынка;
формирования в регионе благоприятного инвестиционного климата, поддержки перспективных конкурентоспособных и высокодоходных видов деятельности;
содействия совершенствованию технологических процессов, направленных на расширение номенклатуры и ассортимента потребительских товаров и услуг, повышение их качества;
организации товарных потоков, необходимых для обеспечения государственных нужд;
повышения культуры и уровня обслуживания населения;
совершенствования деятельности по защите прав потребителей.
Потребительский рынок Саратовской области, несмотря на кажущуюся автономность и экономическую самодостаточность его элементов - отраслей и подотраслей, представляет собой единый горизонтально интегрированный производственно-хозяйственный комплекс. Единство это достигается прежде всего через общность результатов деятельности субъектов потребительского рынка, через реализацию функций по удовлетворению разнообразных потребностей населения.
Это обстоятельство предопределяет естественное стремление торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения к взаимной организационной и экономической интеграции. Интеграционные процессы внутри потребительского рынка естественным образом дополняются внешней интеграцией. Деятельность многих отраслей экономики, прежде всего таких, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, легкая промышленность и др. тесно связана с потребительским рынком.
Это делает потребительский рынок открытой экономической системой. Поэтому направления развития отдельных отраслей потребительского рынка области необходимо рассматривать во взаимосвязи с общими направлениями экономического развития региона.
Существенными стимулами к усилению интеграционных процессов на потребительском рынке стали: усиление рыночной неопределенности; обострение конкурентной борьбы; падающий по различным причинам спрос; обострение проблем реализации товаров; организационные и технические сложности на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры рынка.
Развитие интеграционных процессов на потребительском рынке области будет происходить в направлении от простых многоотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.
Основными формами таких объединений в пищевой и перерабатывающей промышленности станут торгово-промышленные группы, производственные корпорации, кооперативные объединения и пр.
Наиболее перспективным направлением интеграции в розничной торговле станет объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяйственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания, внедрение систем электронной торговли и т.п.
Бытовое обслуживание будет развиваться в направлении формирования на территории области сети универсальных домов быта, единой системы выездного обслуживания населения в сельской местности и пр.
Сфера торговли и общественного питания - одна из важнейших бюджетообразующих отраслевых систем, формирующих основы финансовой стабильности региона.
За годы рыночных преобразований в сфере торговли сформировались конкурентная среда и отношения свободной купли-продажи, возросла предпринимательская и инвестиционная активность, потребительский рынок стал практически полностью насыщен товарами и услугами. Вместе с тем развитие торговли сопровождается рядом негативных проявлений. В данной сфере сосредоточен значительный объем теневого оборота. Рост звенности товародвижения сопровождается ростом цен реализации. Сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров не обеспечивает эффективного противодействия проникновению на потребительский рынок некачественных товаров. Неоправданно рассредоточено регулирование развития торговой инфраструктуры, что проявляется в диспропорциональности развития отдельных звеньев торговой системы. Неразвитость информационной инфраструктуры усиливает рыночную неопределенность.
Для преодоления негативных тенденций развития торговли существует необходимость в достижении следующих целей:
- совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей процессы в сфере торговли определенными группами товаров;
- внедрении прогрессивных технологий торгового обслуживания;
- осуществлении комплекса мероприятий по упорядочению торговли в различных местах города Саратова и области;
- повышении эффективности контролирующей деятельности за счет совершенствования форм взаимодействия с органами контроля и надзора на потребительском рынке;
- содействии внедрению региональных систем идентификации качества различных видов товаров;
- дальнейшем развитии внешнеторговой деятельности;
- создании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания.
Стратегия развития оптовой торговли базируется на разработке конкретной структурной политики, она предусматривает, наряду с определением общего механизма ее проведения, конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
Основой общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг должна стать ориентация на создание системы оптовых продовольственных рынков, включая межрегиональный рынок федерального значения, реально содействующих обеспечению продовольственной безопасности региона.
Представляя собой внешний контур единой оптовой системы региона, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговли. Эта зона и должна обеспечить устойчивость оптовой торговой системы области.
Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать независимые оптовые структуры, которые, как правило, самостоятельно определяют собственную коммерческую стратегию и масштаб своей деятельности.
Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые системы формируются также сбытовыми подразделениями предприятий местной промышленности и оптовыми структурами крупных розничных организаций.
Сбытовые подразделения предприятий местной промышленности специализируются на оптовой торговле продукции своего предприятия, а оптовые структуры розничной торговли - на единовременных массовых закупках товаров для собственных нужд.
Обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Необходимо также обеспечить видовое разнообразие действующих на потребительском рынке области оптовых структур, которое диктуется товаропроизводителем при выборе того или иного канала продвижения на рынок своей продукции.
Главная задача структурной реорганизации оптового звена - стимулирование развития таких структур, которые максимально удовлетворяли бы требованиям товаропроизводителей.
Основная функция этих структур - создание необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами.
Это могут быть оптовики универсальные или специализирующиеся на отдельных группах товаров. Они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.
Важным звеном оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые продовольственные рынки и оптовые ярмарки.