АДМИНИСТРАЦИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07.07.1993 г. N 186
О нормативно-правовом обеспечении переходного периода
к обязательному медицинскому страхованию населения Саратовской области
_____________________________
Утратил силу на основании
постановления Губернатора области
от 25.02.2004 № 68
_____________________________
В целях реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 23 января 1992 года N 41 "О мерах по выполнению Законо РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и решения малого Совета областного Совета народных депутатов "О работе администрации области по подготовке к переходу на обязательное медицинское страхование населения области" от 25 февраля 1993 года N 46
ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить временные положения:
- о порядке финансирования здравоохранения области в условиях перехода к обязательному медицинскому страхованию (приложение N 1),
- о ценообразовании на медицинские услуги в условиях обязательного медицинского страхования (приложение N 2),
- о деятельности медицинского учреждения в условиях обязательного медицинского страхования населения Саратовской области (приложение N 3),
- типовой устав государственного, муниципального медицинского учреждения, работающего в условиях обязательного медицинского страхования (приложение N 4).
2. Администрациям городов и районов области
- провести регистрацию и перерегистрацию медицинских учреждений и их объединений,
- принимать к рассмотрению учредительные документы только после их согласования: для медицинских учреждений областного подчинения, городов и районов области - с управлением здравоохранения администрации области, для медицинских учреждений города Саратова - с управлением здравоохранения г.Саратова.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Чурикова В.М.
Глава администрации
области
Ю.В.Белых
Приложение N 1
к постановлению
администрации области
от 07.07.93 N 186
В Р Е М Е Н Н О Е П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке финансирования здравоохранения Саратовской области
в условиях перехода к обязательному медицинскому страхованию
Настоящее Положение определяет источники, субъекты и объекты, а также способы финансирования и управления финансовыми ресурсами здравоохранения Саратовской области.
1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Источниками финансовых ресурсов здравоохранения Саратовской области являются:
- средства федерального, областного, а также местных бюджетов администрации территорий в составе Саратовской области, в том числе платежи по обязательному медицинскому страхованию за неработающее население;
- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
- отчисления на обязательное медицинское страхование предприятий, учреждений и организаций;
- личные средства граждан;
- безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования предприятий, организаций и граждан;
- кредиты банков и других кредиторов;
- доходы от ценных бумаг;
- другие источники, незапрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Из этих источников раздельно формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
2. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Субъектами финансирования в условиях перехода к обязательному медицинскому страхованию населения являются:
- органы управления здравоохранения, распоряжающиеся средствами государственной, муниципальной систем здравоохранения;
- фонды обязательного медицинского страхования;
- страховые медицинские организации;
- иные предприятия, учреждения и организации, осуществляющие финансирование оказания медицинской помощи.
В определенных случаях (при непосредственной оплате медицинской помощи потребителем - предприятием, гражданином) финансовые средства передаются медицинскому учреждению непосредственно, минуя субъекты финансирования.
2.1. Органы управления здравоохранения распоряжаютсмя средствами территориального бюджета по месту их функционирования. Источником финансовых средств муниципальной, государственной систем здравоохранения может также быть часть отчислений на превентивные (профилактические) мероприятия в составе платежей на обязательное медицинское страхование.
Органы управления здравоохранения осуществляют финансирование целевых программ в области здравоохранения по перечню, утвержденному администрацией соответствующего уровня, медицинской помощи при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях. В составе средств областного управления здравоохранения предусматриваются средства на субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию.
2.2. Средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования, его отделений и филиалов формируются за счет взносов на обязательное медицинское страхование предприятий, учреждений и граждан в расчете на работающих, а также платежей из средств территориальных бюджетов на неработающее население. В составе средств местных бюджетов при их формировании на соответствующие периоды предусматриваются платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Кабинетом Министров (Правительством) Российской Федерации.
В задачи фонда входит сбор, перераспределение и выравнивание финансовых ресурсов городов и районов области, направляемых на финансирование обязательного медицинского страхования, передача их страховым медицинским организациям в соответствии с подушевым нормативом в расчете на одного застрахованного и дифференцированным тарифом для различных контингентов застрахованных, а также оплата медицинской помощи для лиц, неохваченных обязательным медицинским страхованием через страховые организации.
Распределение средств между территориальными филиалами (отделениями) фонда осуществляется путем установления процента отчисления от общего количества платежей, поступающих в территориальное отделение. Конкретный размер отчислений для каждого территориального филиала (отделения) устанавливается ежегодно областной администрацией на основании представления фонда обязательного медицинского страхования населения области. При необходимости, головная организация территориального фонда обязательного медицинского страхования пополняет финансовые ресурсы своих отделений и филиалов. Выравнивание финансовых ресурсов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования, производится путем передачи средств Территориального фонда филиалам до достижения установленного на территории подушевого норматива.
2.3. Страховые медицинские организации действуют на основании лицензии на обязательное и добровольное медицинское страхование. В страховых медицинских организациях аккумулируются соответствующие фонды. Финансирование медицинской помощи осуществляется на основании договора об оказании медицинских услуг, заключенного с медицинским учреждением, имеющим лицензию на право заниматься медицинской деятельностью и выполняющим территориальную программу обязательного медицинского страхования.
С точки зрения финансирования, территориальная программа обязательного медицинского страхования - набор медицинских услуг и показаний к их назначению, обязательных к оплате страховой медицинской организацией, осуществляющей операции обязательного медицинского страхования, или фондом обязательного медицинского страхования населения Саратовской области, его отделениями и филиалами.
3. ОБЪЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Объектами финансирования в системе здравоохранения выступают: отдельные медицинские работники или группы медицинских работников, осуществляющих оказание медицинской помощи, медицинские учреждения или их объединения, профессиональные медицинские ассоциации или иные органы, представляющие медицинские учреждения. Объектом финансирования также может быть целевая программа в области здравоохранения. В этом случае финансирование осуществляется через головную организацию (наиболее крупное медицинское учреждение, объединение, ассоциацию), которая, в свою очередь, в последующем распределяет средства среди соисполнителей.
4. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основанием для передачи финансовых средств медицинским учреждениям и другим объектам финансирования выступают: договор об оказании медицинских услуг, договор о совместной деятельности и другие. Условия договора обязательно должны содержать предварительную оплату медицинской помощью в размере не менее 25% от стоимости ее среднемесячного объема.
Расчет между сторонами финансирования осуществляется на основании счетов об оказанных медицинских услугах или актах о выполненных работах по договору.
Форма расчетов и единицы финансирования выбираются сторонами произвольно на основе номенклатуры, утверждаемой в составе территориального тарифного соглашения и положением о ценообразовании на услуги здравоохранения.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Субъекты и объекты медицинского страхования несут полную ответственность за целевое использование финансовых средств здравоохранения. Если необоснованное отвлечение финансовых ресурсов здравоохранения привело к невозможности своевременной оплаты медицинской помощи, сторона, виновная в возникновении названной ситуации, обязана дополнительно к имеющимся обязательствам выплатить потерпевшей стороне штраф в размере 1% от стоимости своевременно неоплаченной медицинской помощи за каждый день просрочки.
За систематическое невыполнение своих обязательств по оплате медицинской помощи по представлению профессиональной медицинской ассоциации или иного органа, представляющего медицинские учреждения, страховая медицинская организация может быть лишена аккредитации при фонде обязательного медицинского страхования населения Саратовской области.
Приложение N 2
к постановлению
администрации области
от 07.07.93 N 186
В Р Е М Е Н Н О Е П О Л О Ж Е Н И Е
о ценообразовании на медицинские услуги в условиях обязательного медицинского страхования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Оказание медицинских услуг - вид деятельности, осуществляемой специализированными предприятиями, учреждениями, организациями, а также физическими лицами индивидуально или коллективно, на основании лицензии (разрешения на право заниматься определенными видами медицинской деятельности).
1.2. При обязательном медицинском страховании оплату оказания медицинских услуг осуществляют фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и отделения, страховые медицинские организации, проводящие операции обязательного медицинского страхования, а также государственная, муниципальная система здравоохранения.
1.3. Цены (тарифы) на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании устанавливаются на основе соглашения между фондом обязательного медицинского страхования, ассоциацией страховых медицинских организаций, государственной, муниципальной системой здравоохранения, администрацией Саратовской области, ассоциацией медицинских учреждений, профессиональной медицинской ассоциацией Саратовской области (именуется далее Тарифное соглашение).
1.4. Услуги, не входящие в территориальную программу обязательного медицинского страхования, реализуются медицинскими учреждениями по свободным (договорным) ценам.
1.5. Настоящее Положение регулирует порядок и отношения сторон по поводу заключения Саратовского областного территориального тарифного соглашения.
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ
2.1. Официальными сторонами при заключении территориального Тарифного соглашения выступают:
- фонд обязательного медицинского страхования населения Саратовской области;
- государственная, муниципальная система здравоохранения Саратовской области;
- ассоциация страховых медицинских организаций Саратовской области, с одной стороны;
- профессиональная медицинская организация и (или) ассоциация медицинских учреждений Саратовской области, с другой стороны;
- администрация Саратовской области в лице управления здравоохранения и финансового управления, областная налоговая инспекция, с третьей стороны.
2.2. При заключении территориального тарифного соглашения, его участники делегируют полномочных представителей для его обсуждения и подписания. Все стороны территориального тарифного соглашения должны быть представлены равным количеством полномочных представителей.
2.3. Территориальное тарифное соглашение включает в себя:
- номенклатуру услуг территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- конкретный порядок отнесения на себестоимость отдельных компонентов расходов на оказание медицинских услуг;
- предельный уровень рентабельности по группам медицинских услуг;
- предельный уровень цен на отдельные виды медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями-монополистами;
- порядок индексирования цен на медицинские услуги в связи с инфляционными процессами.
2.4. Тарифное соглашение вступает в действие после его подписания всеми сторонами. Тарифное соглашение заключается сроком на 1 год с 1 января по 31 декабря. В случае, если стороны своевременно не подписали территориальное Тарифное соглашение, администрация Саратовской области устанавливает временное положение о порядке ценообразования до окончательного подписания Тарифного соглашения.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПОДПИСАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ
3.1. Ассоциация медицинских учреждений и (или) профессиональная медицинская ассоциация имеет право:
- представить методику исчисления себестоимости медицинских услуг, предполагаемых к оказанию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- у четом предельного норматива рентабельности на медицинские услуги, представить для согласования средние и максимальные цены на медицинские услуги в медицинских учреждениях различного типа и уровня.
3.2. Ассоциация медицинских учреждений и или) профессиональная медицинская ассоциация обязана:
- представить другим сторонам соглашения необходимые исходные данные для расчета себестоимости медицинских услуг.
3.3. Ассоциация страховых медицинских ассоциаций, фонд обязательного медицинского страхования, государственная, мунициппальная система здравоохранения имеют право:
- осуществлять поверку информации, представленной учреждениями;
- предложить свой обоснованный вариант расчета себестоимости и цен на медицинские услуги.
3.4. Орган государственног управления, в лице территориального органа управления здраввохранения и управления финансов имеет право:
- при несвоевременном подписании территориального тарифного соглашения директивным путем устанавливать порядок ценообразования на медицинские услуги, вплоть до непосредственного утверждения цен на отдельные медицинские услуги.