Действующий

Об утверждении Концепции миграционной политики в Саратовской области на период до 2025 года (с изменениями на 18 июня 2019 года)

2. Обоснование необходимости разработки Концепции миграционной политики в Саратовской области


Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Саратовской области, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации и последствиями вступления России во Всемирную торговую организацию. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.

Необходимость комплексного подхода к регулированию миграционных процессов обусловлена приграничным геополитическим положением области с ее многонациональным и поликонфессиональным составом населения, потребностью в решении проблем демографии населения и обеспечении экономики трудовыми ресурсами.

Демографическая ситуация в Саратовской области характеризуется снижением численности населения с 1996 года. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. За 2012 год естественная убыль населения составила 7,3 тыс. человек. Миграционный прирост компенсировал ее только на 24,8 процента. По прогнозу Федеральной службы государственной статистики, естественная убыль населения Саратовской области к 2025 году составит 15,9 тыс. человек.

Еще одной серьезной проблемой является то, что из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. В результате в области наблюдаются серьезные гендерные диспропорции населения. Число женщин превышает число мужчин, начиная с возраста 29 лет. После 30 лет численность женщин больше численности мужчин на 30,3 процента и составляет 1667308 человек. Это является одним из ключевых факторов разрушения семьи и низкой рождаемости. По заключениям ряда специалистов, для придания стабильности семье и положительной динамики росту рождаемости необходимо превышение числа мужчин над женщинами как минимум на 10 процентов.

Характерной чертой демографических процессов, происходящих в Саратовской области, является старение населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 24,9 процента. К 2025 году она вырастет на 4,7 процентных пункта и составит 29,6 процента. По прогнозу, доля лиц в трудоспособном возрасте к 2025 году составит 54,5 процента и сократится на 11,8 процента (на 177,2 тыс. человек), что в 2,1 раза быстрее темпов снижения общей численности населения области.

Вместе с тем основной целью Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 2,45 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году. Указанные целевые значения могут быть достигнуты в том числе за счет значительного увеличения миграционного прироста.

Наибольший вклад в миграционный прирост Саратовской области вносит внешняя миграция. За прошлый год из-за рубежа в область въехало 6,8 тыс. человек, выехало - 1,1 тыс. человек. Более 90 процентов внешней миграции приходится на страны Содружества Независимых Государств. Из них наибольшую долю в структуре прибывших занимают выходцы из Казахстана (29 процентов из общего миграционного обмена со странами СНГ), Узбекистана (22 процента), Армении (13 процентов).

В 2012 году работодателями для трудовой деятельности было привлечено 6143 иностранных гражданина. По сравнению с 2011 годом привлечение иностранных работников уменьшилось на 1 процент.

35 процентов трудовых мигрантов были заняты малоквалифицированным трудом. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,5 процента от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда.

В рамках программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 22 июня 2010 года N 238-П (далее - программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом), за 2010-2012 годы в область переехало 3672 человека. Портрет среднестатистического участника программы: молодой человек, 25-35 лет, с высшим или средним профессиональным образованием и опытом работы. Следовательно, программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является действенным механизмом привлечения человеческих ресурсов, отвечающих задачам социально-экономического развития области.

Во внутрироссийской миграции область теряет население, что характеризует ее как транзитную полосу для мигрантов. В рамках межрегиональной миграции в 2012 году в область прибыло 21,8 тыс. человек, выбыло - 25,7 тыс. человек.

В миграционном обмене с другими субъектами Российской Федерации Саратовская область является донором для субъектов Центрального федерального округа (г. Москва - 29 процентов, Московская область - 47,2 процента) - 44 процента всех выбывших, Северо-Западного федерального округа (г Санкт-Петербург - 40,7 процента, Ленинградская область - 21,4 процента) - 10,7 процента всех выбывших и субъектов Уральского федерального округа - 6,6 процента всех выбывших.

В область приезжают преимущественного жители Центрального федерального округа - 25 процентов прибывших, Приволжского федерального округа - 23 процента (в основном из Пензенской и Самарской областей), Южного федерального округа - 15,4 процента.

Среди внешних мигрантов лица трудоспособного возраста составляют более 70 процентов, однако в составе убывающих мигрантов их доля выше, что не восполняет потери трудовых ресурсов.

Учитывая отрицательное миграционное сальдо области в межрегиональном обмене, приоритетным направлением в ближайшее время должно стать привлечение мигрантов из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) и Кавказа (Армении, Азербайджана), миграционный потенциал которых достаточно высокий и доля которых в миграционном составе преобладает. При этом предпочтение будет отдаваться соотечественникам, переселяющимся в Саратовскую область в соответствии с программой Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Саратовская область обладает большим образовательным потенциалом. В области действуют 32 учреждения высшего профессионального образования, 42 - среднего профессионального образования, 39 - начального профессионального образования. Общее количество студентов и учащихся составляет 155,3 тыс. человек, из них иностранных студентов - 2 тыс. человек. Это показывает, что привлечению в учебные заведения иностранных студентов уделяется недостаточное внимание. В учебных заведениях области обучаются студенты и учащиеся практически всех федеральных округов.

Следовательно, необходимо проводить системную работу по привлечению иностранных студентов в учебные заведения области, включающую определенную работу с ними в процессе обучения.

Образовательная (учебная) миграция является источником квалифицированных и интегрированных в области иностранных граждан, что должно стать одним из перспективных направлений реализации миграционного потенциала области.

В миграционном обороте 60,4 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности в 2012 году составил 6,6 тыс. человек, что в 2,3 раза превышает показатель 2010 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.

К факторам, сдерживающим внутреннюю миграцию населения, относятся большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, ограниченность рынка арендуемого жилья, высокая стоимость жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения.

Миграционный прирост по территориальному признаку в 2012 году распределился между г. Саратовом (62 процента) и другими городами области (38 процентов). Таким образом, г. Саратов является областным центром поселения мигрантов.

В качестве непосредственного результата интенсивной миграции следует отметить тенденции изменения межэтнического, национально-культурного баланса в ряде муниципальных районов и муниципальных образований области, что потребует уже в ближайшее время разработки адекватных программных мероприятий.

В зависимости от уровня демографического неблагополучия и вклада в социально-экономическое развитие области муниципальные образования обрасти можно сгруппировать в три группы: депрессивные (в том числе частично депрессивные), приграничные и благополучные.

Группу депрессивных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в западных и северных слабо- и среднезаселенных районах области, которые преимущественно удалены от крупных агломераций - Арка-дакского, Аткарского, Базарно-Карабулакского, Балтайского, Духовницкого, Романовского, Петровского, Самойловского, Тур-ковского муниципальных районов. Для этой группы характерны самые высокие потери населения, существенное превышение числа умерших над числом родившихся, миграционный отток.

Частично депрессивные муниципальные образования имеют ярко выраженные негативные тенденции по одному-двум параметрам: Воскресенский, Екатериновский, Калининский, Хвалынский (низкая рождаемость и высокая смертность), Ершов-ский, Краснопартизанский, Новобурасский (высокая смертность и миграционный отток), Ивантеевский, Пугачевский, Советский, Федоровский муниципальные районы (отрицательное сальдо миграции).

Группу приграничных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в юго-восточных районах, граничащих с Республикой Казахстан, и поэтому имеющих особое геополитическое значение - Александро-во-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский и Питерский муниципальные районы. Муниципальные районы этой группы характеризуются высокой рождаемостью и низкой смертностью, но высокими темпами миграционного оттока.

Группу благополучных муниципальных образований составляют муниципальные образования, находящиеся в приволжских, центральных и западных районах области, в которых сосредоточена основная часть экономического, трудового и интеллектуального потенциала области - Балаковский, Балашовский, Вольский, Красноармейский, Краснокутский, Лысогорский, Марксовский, Ровенский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский и Энгельсский муниципальные районы, г. Саратов. Муниципальные образования этой группы характеризуются приростом населения или самыми низкими темпами убыли населения, устойчивой миграционной привлекательностью.

Миграционный отток населения наблюдается в восточных районах области с наименьшей плотностью сельского населения, миграционный приток - в приволжских плотно заселенных районах области.