Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития саратовской области до 2025 года (с изменениями на 31 декабря 2013 года) (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 30.06.2016 N 321-П)

Таблица 1.14

SWOT-анализ социально-экономической ситуации в саратовской области

Сильные стороны

Благоприятное географическое положение для создания транспортно-логистических узлов.

Достаточный уровень энергообеспеченности области.

Высокий уровень газификации городских и сельских населенных пунктов.

Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей режим наибольшего благоприятствования для осуществления инвестиционной деятельности.

Наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

Наличие производственных площадок с коммуникациями и энерго-, тепло- мощностями, пригодных для размещения новых производств, вовлечения их в эффективный хозяйственный оборот.

Перспективные для разработки запасы углеводородного сырья (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью).

Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего строительного сырья.

Высокий уровень диверсифицированности обрабатывающей промышленности.

Достаточно развитая транспортная инфраструктура трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Развитая коммуникационная инфраструктура.

Развитая сеть учреждений высшего и среднего профессионально образования, высокий образовательный уровень экономически активного населения.

Сравнительно высокий инновационный потенциал.

Развитая финансовая инфраструктура.

Наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей снижение уровня потребления алкоголя в области.

Наличие учреждений профессиональной подготовки и переподготовки в сфере наркологической службы.

Развивающиеся институты гражданского общества.


Слабые стороны

Малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции и, как следствие, низкая доля добавочной стоимости.

Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов предприятий.

Недостаточно высокая доля предприятий, перешедших на новую технологическую платформу.

Недостаточное количество предприятий с полным инновационным циклом (от разработки до промышленного использования инноваций).

Недостаточное финансовое обеспечение сферы науки и высоких технологий.

Низкий уровень производительности труда в отдельных секторах экономики.

Сложившиеся в структуре воспроизводства трудовых ресурсов системные перекосы: избыточная подготовка невостребованных производством непрофильных специалистов, недостаток квалифицированной рабочей силы.

Низкая конкурентоспособность большинства секторов экономики, ориентированных на потребительский спрос, утрата узнаваемых областных брендов.

Наличие дисбаланса между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья.

Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду, обусловленная размещением промышленных объектов преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, увеличением количества автотранспортных средств, незначительным количеством применяемых современных технологий.

Сохранение тенденции снижения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Деградация мелиоративного комплекса области.

Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду, сохранение тенденции снижения почвенного плодородия сельскохозяйственных земель.

Относительно низкие доходы населения, обусловленные сложившейся отраслевой структурой экономики и ее демографическими особенностями.

Недостаточный уровень контроля исполнения правовых норм, регулирующих оборот и потребление алкоголя.

Низкий уровень обеспеченности учреждений здравоохранения кадрами врачей узкой специализации (наркологами, реабилитологами, психологами, реаниматологами и др.); неразвитость наркологических и социально-реабилитационных центров в большинстве районов области.

Отсутствие системности в принимаемых мерах по снижению уровня потребления алкоголя и табакокурения.

Недостаточно конкурентоспособная и комфортная для населения социальная среда.

Неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований.

Слабая государственная поддержка некоммерческих организаций. Низкий уровень развития благотворительности.

Возможности

Реализация стратегий и проектов транснациональных, отечественных компаний и государственных корпораций, предполагающих возможность участия региональных предприятий.

Новая волна научно-технических и технологических изменений.

Продолжение мирового продовольственного кризиса, формирующего повышенный спрос на продукцию аграрного сектора и пищевой промышленности области.

Дефицит электроэнергии в Приволжском федеральном округе.

Увеличение транзитного грузопотока из стран юго-восточной Азии и Китайской Народной Республики в страны Европы.

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей развитие транспортных коридоров Север-Юг и перспективного коридора Европа-Западный Китай.

Расширение межрегиональной кооперации, развитие международного экономического сотрудничества в рамках таможенного союза.

Угрозы

Сохранение негативных демографических тенденций, которые в перспективе приведут к росту дефицита трудовых ресурсов и увеличению демографической нагрузки на работающее население.

Возникновение территориальных диспропорций на рынке труда.

Снижение качества человеческого капитала области: ухудшение общего уровня здоровья детей, негативное влияние табакокурения и алкоголизация молодого поколения, отток высококвалифицированных кадров за пределы области, деформация системы духовных и нравственных ценностей, препятствующая повышению образовательного и культурного уровня, ведению человеком здорового образа жизни.

Усиление международной конкуренции, сужающей возможности предприятий области по привлечению инвестиций и расширению рынков сбыта.

Вступление в силу норм Всемирной торговой организацией, ограничивающих формы, методы и общий объем поддержки российских и региональных товаропроизводителей.

Снижение доступности финансовых ресурсов вследствие колебания конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Резкие изменения конъюнктуры зарубежных и отечественных сырьевых рынков.

Усиление диспропорций экономического развития территорий.

Истощение невозобновляемых природных ресурсов: почвенного плодородия, водных ресурсов, видового разнообразия флоры и фауны области.

Сохранение вероятности возникновения химической, биологической угроз.


По итогам проведенного SWOT-анализа были рассмотрены и проанализированы несколько сценариев долгосрочного социально-экономического развития области.

Обобщение результатов оценки конкурентоспособности области и SWOT-анализа позволяет сделать следующие выводы.

Ресурсные конкурентные преимущества области достаточно высоки, однако степень их использования пока недостаточна. Поэтому необходимо развивать условия использования ресурсного потенциала и, в первую очередь, совершенствовать базовую и технологическую инфраструктуру.

Тенденция ужесточающихся требований потребителей к качеству продукции требует перехода к постепенному импортоза-мещению, что имеет особую важность для предприятий продовольственного комплекса области, продукция которых по конкурентоспособности уступает продукции ведущих российских и мировых производителей.

Реализация экспортного потенциала области потребует осуществления дополнительных мер по продвижению продукции предприятий индустриального и агропромышленного комплексов, продукции инновационного сектора областных предприятий на внешний рынок.

Относительно невысокий уровень жизни и значительная дифференциация городского и сельского населения и негативные демографические тенденции в ближайшем будущем будут выступать в качестве ограничений экономического роста области. Стабилизация демографической ситуации видится одним из главных путей повышения трудового потенциала области.

Таким образом, в целом конкурентные преимущества области являются весьма существенными, однако эффективность использования многих из них недостаточна.

Опираясь на базовые конкурентные преимущества области, можно определить основные стратегические направления развития области и роста ее конкурентоспособности:

развитие высокотехнологичных отраслей промышленности (приборостроение, электронная промышленность, машиностроение, производство транспортных средств и оборудования);

повышение эффективности использования научно-технического потенциала области;

укрепление трудового потенциала и дальнейшее совершенствование инфраструктуры.