Прогнозный баланс ресурсов и использования сельскохозяйственной продукции в саратовской области на период до 2025 года
Зерновые, всего (в весе после доработки), тыс. т | Молоко и молокопродукты, тыс. т | Мясо и мясопродукты, тыс. т | |
2015 год | |||
Производство | 4690 | 1057 | 199,6 |
Использовано, включая переработку | 3445 | 967 | 129,6 |
Возможная реализация за пределы области | 1245 | 90 | 70 |
2020 год | |||
Производство | 5020 | 1110 | 259 |
Использовано, включая переработку | 3557 | 1010 | 181 |
Возможная реализация за пределы области | 1463 | 100 | 78 |
2025 год | |||
Производство | 5320 | 1167 | 287 |
Использовано, включая переработку | 3725 | 1057 | 185 |
Возможная реализация за пределы области | 1595 | 110 | 102 |
Предполагается в ближайшей перспективе расширить круг потребителей как внутри страны, так и за ее пределами продукции, производимой в области.
В связи с планируемым перепроизводством сельскохозяйственной продукции необходимо формирование крупных партий сельскохозяйственной продукции, имеющих возможность влиять на цену и привлекать потенциальных покупателей, в том числе из ближнего (Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Иран, Афганистан, Пакистан).
Получат дальнейшее развитие торгово-экономические отношения с Республиками Казахстан, Таджикистан, Узбекистан в части поставок сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки. В связи с организацией единого таможенного пространства и планируемым вступлением российской Федерации во Всемирную торговую организацию возможны следующие негативные последствия:
ухудшение рыночной конъюнктуры, особенно для наименее эффективных сельхозтоваропроизводителей; изменение правил внутренней государственной поддержки и сокращение общего уровня агрегированных мер поддержки сельского хозяйства;
повышение продовольственной зависимости страны от внешних поставок из-за высокой внутренней себестоимости продукции агропромышленного комплекса.
Наиболее важные позиции для продовольственной безопасности, нуждающиеся в защите: мясо, молоко, сахар, растительное масло, пшеница.
Основным инструментом по снижению данных рисков будет повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса области за счет интенсификации производства и, как следствие, снижения ее себестоимости.
Основными целями устойчивого развития сельских территорий и кадровой политики в агропромышленном комплексе определены:
замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других функций и задач территориального развития;
устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику области; повышение производительности труда в отрасли;
повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;
сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Достижение указанных целей будет осуществляться путем решения следующих приоритетных задач: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность; диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения; создание эффективно функционирующего рынка труда в агропромышленном комплексе; улучшение жилищных условий сельского населения;
создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности;
расширение нетрадиционных для сельской местности видов деятельности, в частности, развитие туризма;
оптимизация системы учреждений начального, среднего и высшего образования для подготовки специалистов агропромышленного комплекса, развитие и совершенствование материально-технической базы учебных заведений;
оказание мер государственной поддержки, направленной на стимулирование закрепления молодых специалистов в сельской местности, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного комплекса на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства.
реализация программных мероприятий позволит:
стабилизировать численность сельского населения к 2015 году, а к 2025 году обеспечить прирост сельского населения до 680 тыс. человек (более 5 процентов к уровню 2010 года);
повысить уровень занятости сельского населения до 86 процентов (в 2010 году -74 процента); увеличить рост благосостояния сельских жителей; дополнительно создать 5 тыс. рабочих мест;
обеспечить привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности, в том числе выпускников высших и средних специальных учреждений, до 1,5 тыс. человек;
довести строительство нового жилья на селе до 50-60 тыс. кв. м в год, исходя из существующих расчетных норм; завершить газификацию сельской местности до 2015 года;
довести к 2025 году уровень водообеспечения сельских поселений питьевой водой до 90 процентов.