Внешними факторами, влияющими на долгосрочное развитие области, выступают глобальные мировые и общероссийские социально-экономические тенденции, которые являются "ограничителями роста" либо "стимуляторами роста" экономики области и которые способны повлиять на выбранную траекторию развития области.
Внутренними факторами, выявленными на этапе диагностики, являются потенциал и ограничения развития области, его "сильные" и "слабые" стороны.
Факторами, определяющими критерии выбора сценария, являются целевые ориентиры Российской Федерации и ее федеральных округов (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года), регионов-соседей (стратегии субъектов Российской Федерации) и крупных корпораций (Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегия развития транспортного машиностроения в Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года; Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года; Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года).
Сравнение стратегических целей и задач федерального, областного и отраслевого уровней с аналогичными целями области по основным элементам экономической и социальной политики позволяет определить целевой сценарий развития.
2.1. современные мировые и общероссийские тенденции экономического развития
Основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предполагают переход экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что Российской Федерации предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Это предполагает, что при усилении глобальной конкуренции невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности управления экономикой, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.
такой подход требует реализации конкурентных преимуществ в сфере научной деятельности и в наукоемких технологиях, в развитии инвестиционной инфраструктуры и росте капитализации предприятий, в сфере транспорта и энергетики, в развитии человеческого капитала.
На развитие экономики Российской Федерациии отдельных ее регионов будет оказывать влияние ряд глобальных тенденций мировой экономики.
Усиление глобальной конкуренции со стороны стран Европейского союза, США и Азии, которая включает в себя не только конкуренцию рынков товаров, но и рынков услуг, капиталов и технологий. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между его экономическими центрами, внедрением перспективных технологий.
Существует вероятность возникновения усиления конкуренции на фоне вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках на внутренний рынок, что, в свою очередь, отразится при определенных обстоятельствах на рентабельности производства и размере налоговых платежей в областной бюджет и местные бюджеты, изменении традиционных областных товаропотоков, их переориентации с внутренних поставщиков на внешние.
Реализация таможенно-тарифной политики в долгосрочной перспективе будет осуществляться в качественно иных торго-во-политических и рыночных условиях, таких как посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков, технологические и структурные изменения в мировой экономике, изменение институционально-организационного и торго-во-политического контекста осуществления таможенно-тарифной политики (в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана), создание Таможенного союза и в среднесрочной перспективе единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, повышение роли государственной поддержки как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, интенсификация инновационных процессов в российской экономике.
На сегодняшний момент экономика области остается недостаточно интегрированной в мировое разделение труда (не имеющей четкой специализации) и в силу этого - уязвимой к колебаниям товарной конъюнктуры, особенно с учетом свойственного области недостаточного уровня инноваций и эффективности использования ресурсов в промышленности и сельском хозяйстве, сравнительно высокой степени износа основных фондов.
Нарастание противоположной тенденции по усилению регионализации предполагает развитие региональных центров специализации производства, в том числе и в России. Активизация торговли промежуточными товарами будет связана с усилением межгосударственных и межрегиональных транспортных коммуникаций. Произойдет усиление тенденции специализации стран на отдельных производственных процессах в рамках трансграничных производственных цепочек.
Для области это означает возможность использовать свое геостратегическое положение для получения дополнительных конкурентных преимуществ, а также для развития транспортно-логистического комплекса области как одного из локомотивов экономики.
Тенденция опережающего роста торговых потоков между Европой и Азией позволит использовать их для увеличения транзита через территорию Российской Федерации и территории субъектов, занимающих ключевые позиции на этих транзитных потоках.
Саратовская область способна за счет данной тенденции как существенно увеличить собственный внешнеторговый оборот, так и обеспечить вовлечение транзитного потенциала области в его экономический оборот.
Активное развитие перспективных технологий, усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологические сектора производственной сферы предполагает интеграцию информационных и производственных технологий, например, развитие систем контроля качества, ориентации продукции на требования конкретного потребителя, поддержки продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора.
При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов в различных сферах применения этих технологий, включая как традиционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, оборона), так и новые (здравоохранение и образование).
Саратовская область, обладающая существенным научным потенциалом, имеет возможность, благодаря использованию современных технологий, усилить свои позиции на рынках при условии перевода научного потенциала в инновационный.
Развитие направления нано- и биотехнологий могут существенно изменить принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе и здравоохранении.
Наукоемкие технологии окажут существенное влияние на социальную сферу области в результате внедрения новых методов защиты здоровья населения, способов профилактики и лечения заболеваний, новых форм образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности в кадрах всех сфер экономики области.
Возрастание роли человеческого капитала станет важнейшей тенденцией инновационного развития. Усиление технологической и инновационной составляющей в экономике области в перспективе будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, жилищный сектор.
Нехватка квалифицированных кадров, в том числе инженерных и рабочих, может стать "ограничителем роста" производственного и инновационного секторов экономики области.
Сдерживающим фактором роста человеческого капитала является сравнительно невысокий уровень доходов населения области, способствующий значительной миграции трудоспособного населения из области. В ближайшем будущем Россия в целом и Саратовская область в частности не смогут поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.
Устойчивое развитие экономики предъявляет следующие требования:
рост производительности труда, что позволит приблизить доходы российских специалистов к уровню доходов в развитых странах;