Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития саратовской области до 2025 года (с изменениями на 31 декабря 2013 года) (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 30.06.2016 N 321-П)

4. Формирование механизмов реализации Стратегии

4.1. Система и функционально-организационная схема управления реализацией Стратегии


Система управления реализацией Стратегии формируется исходя из необходимости взаимодействия и координации функций стратегического, программно-целевого и оперативного управления на трех уровнях - государственном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов. Система управления на государственном уровне предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти. Это позволило построить единую организационно-функциональную матрицу ответственности соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, руководства предприятий и организаций (приложение N 5 к Стратегии), а также обеспечить персональную ответственность должностных лиц за реализацию Стратегии.

Продуктом функционирования Стратегии является совокупность взаимосвязанных документов социально-экономического характера (стратегии, планы, программы, проекты) областного, муниципального и первичного хозяйственного уровней, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов (рис.4.1). Система документов социально-экономического характера разных уровней служит формой материализации, конкретизации и детализации Стратегии.

реализация Стратегии предполагает необходимость формирования системы контроля, основными задачами которого должны стать сбор и систематизация информации о социально-экономическом состоянии области, оценка качества государственного стратегического управления областью, оценка результативности и эффективности решений, принятых в процессе стратегического управления, оценка степени достижения запланированных целей развития области, оценка влияния внешних и внутренних условий на плановый и фактический уровень достижения целей развития области, разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического управления в области.

Система стратегического управления развитием области включает три функциональных блока (рис.4.2).


Стратегический блок включает в себя на областном уровне: Стратегию и согласованные с ней отраслевые стратегии, нормативные, организационные и информационные условия реализации Стратегии; на муниципальном уровне - стратегии развития муниципальных образований, согласованные со стратегическими документами областного уровня.

          
Рис.4.1. Воплощение Стратегии в системе социально-экономических документов разных уровней


Программный блок включает разработку и реализацию среднесрочных программ социально-экономического развития области, долгосрочных областных и ведомственных целевых программ, а также среднесрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с долгосрочными и среднесрочными документами областного уровня.

     
Рис.4.2. Система управления реализацией Стратегии на областном и муниципальном уровнях


Блок мониторинга и оценки эффективности включает индикативные планы и поддержку принятия решений на основе регулярного мониторинга, оценки и анализа хода реализации Стратегии, обеспечивающих отслеживание отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения, улучшение динамики основных показателей (индикаторов) социально-экономического развития области по сравнению с Приволжским федеральным округом и российской Федерацией в целом за анализируемый и предыдущий год (годы), эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в область и аккумулируемых в ней в ходе реализации Стратегии.

Общий контроль за реализацией Стратегии осуществляется министерством экономического развития и торговли области. Итоги мониторинга реализации Стратегии подводятся ежегодно в сводных аналитических отчетах министерства экономического развития и торговли области.

Управленческие решения, связанные с реализацией функций стратегического блока, принимаются Губернатором области.

Управленческие решения, связанные с реализацией функций программного блока, принимаются заместителями Председателя Правительства области, курирующими долгосрочные областные целевые программы.

Стратегические цели и направления развития муниципальных образований прописываются в соответствующих стратегиях (концепциях), которые согласуются с документами стратегического блока областного уровня. Стратегии (концепции) рекомендуется разрабатывать лишь наиболее крупным муниципальным образованиям.

Для реализации стратегий (концепций) развития муниципальных образований разрабатываются среднесрочные программы социально-экономического развития, которые согласуются с долгосрочными и среднесрочными документами областного уровня.

Система управления реализацией Стратегии будет обеспечивать своевременное выявление проблем в нормативном правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием области. Исходя из этого, при необходимости будут приниматься соответствующие нормативные акты, осуществляться изменения в функциях и в структуре органов исполнительной власти области, направленные на обеспечение эффективной координации процесса исполнения Стратегии.

Стратегия определяет стратегические цели и направления развития области. Любое управленческое решение, касающееся развития области, должно проверяться на соответствие стратегическим целям и направлениям. Это станет решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации долгосрочных областных целевых программ и т.п.

Государственная поддержка и участие области в стратегических действиях, реализуемых в негосударственном секторе, основываются на принципах проектного управления.

Проектный принцип государственной поддержки заключается в том, что использование бюджетных средств в этих целях необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый с целью пополнения в дальнейшем доходной части.

Каждый проект должен окупаться или, по крайней мере, быть безубыточным (возвратность средств), что не исключает различия в условиях возврата средств, инвестированных Правительством области для проектов различного содержания и значимости.

Модель реализации Стратегии представлена ниже (рис.4.3).

Рисунок 4.3

Модель реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года