Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития саратовской области до 2025 года (с изменениями на 31 декабря 2013 года) (утратил силу на основании постановления Правительства Саратовской области от 30.06.2016 N 321-П)

Таблица 1.7

Внесение удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях

Минеральные удобрения
(в пересчете на 100% питательных
веществ), кг

Органические удобрения, тонн

1990

год

1995

год

2000

год

2005

год

2010

год

1990

год

1995

год

2000

год

2005

год

2010

год

Пермский край

91,8

17

20,8

13,6

15,1

4,6

1,9

1,4

1,7

1,5

Кировская область

109,9

13,8

18,8

14,4

19,3

4,9

1,7

1,3

1,4

1,3

Нижегородская область

158,3

27,9

34,7

42,3

46,2

5,8

3,7

3,5

2,1

2

Оренбургская область

16,1

4,2

0,9

1,9

4,4

1

0,5

0,2

0,1

0,1

Пензенская область

73,1

4,5

3,1

8,9

37,4

2,9

0,7

0,3

0,3

0,3

Самарская область

51,5

6,5

10,2

16,1

18,3

2,4

0,4

0,3

0,4

0,2

саратовская область

22,9

0,6

2,7

3,7

4,9

1,3

0,2

0,4

0,5

0,3

Ульяновская область

114,8

7,5

13,9

17,5

34,8

4,1

0,8

0,3

0,4

0,2


Большие различия почвенно-климатических условий естественного плодородия почвы, влагообеспеченности в период вегетации основных сельскохозяйственных культур требуют зонального размещения и применения агротехнических приемов исходя из местных почвенно-климатических условий.

Также необходимым является внесение повышенных доз органических удобрений, проведение химических мелиораций на солонцовых и кислых почвах (гипсование, известкование). Увеличение доли орошаемых земель и внесение минеральных и органических удобрений позволит более устойчиво вести сельскохозяйственное производство и кратно увеличить экономическую отдачу, производительность труда и рентабельность продукции.

Сдерживающим фактором развития агропромышленного комплекса области является недостаточный уровень сбалансированности в развитии сырьевой базы и перерабатывающей промышленности. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности области в общем объеме обрабатывающих производств составляет 30,5 процента. В отраслевой структуре добавленной стоимости промышленности она занимает третье место после топливной промышленности, машиностроения и металлообработки. Многоотраслевая структура пищевой промышленности обуславливает вовлечение в сферу хозяйственной деятельности других отраслей.

По состоянию на 1 января 2011 года в ее состав входят 14 отраслей, объединяющих 370 крупных, средних и малых предприятий, на которых трудится более 20 тыс. человек. Однако современная экономическая ситуация на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности области характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности, что обусловлено высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих перерабатывающих предприятиях, недостатком инвестиций для модернизации оборудования. В связи с этим требуется проведение реконструкции предприятий, внедрение передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания, расширение сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов.

Недостаточно используются в агропромышленном комплексе области предпосылки для создания кластеров, нацеленных на выпуск конечной продукции, в которых будет создаваться система активного и эффективного областного маркетинга продукции, а также формирование единой цепочки добавленной стоимости готовой продукции.

1.2.5. Транспортный потенциал саратовской области


Транспортная система области состоит из 630 км судоходных путей, 2296 км железнодорожных путей общего пользования, 184,1 км трамвайных и троллейбусных путей, общая протяженность всех дорог области, включая муниципальные дороги в пределах населенных пунктов составляет 26,7 тыс. км, 769 мостов общей протяженностью 38,2 тыс. погонных метров, в том числе на федеральных дорогах - 65 мостов, на региональных - 516 мостов, на муниципальных - 75 мостов, на местных -113 мостов.

Протяженность нефтепроводов на территории области в однониточном исполнении составляет 1046 км, в том числе 22 нитки подводных переходов протяженностью 22,9 км (из них три перехода через р.Волгу).

По территории области проходит часть магистрального аммиакопровода Тольятти-Одесса общей протяженностью 545 км с инфраструктурой, предназначенной для перекачки жидкого аммиака. Трубопровод проходит по территории 15 районов области.

По территории области проходят 5494 км магистральных газопроводов. Основные газопроводные магистрали, проходящие через область: "Союз" и Оренбург-Алгай-Новопсков (восточное направление), "Средняя Азия-Центр" (южное направление), Петровск-Новопсков и Уренгой-Новопсков (северное направление). Такое расположение позволяет осуществить не только функции дальнего транспорта природного газа, но и крупнейшего перераспределительного узла крупных потоков газа, обеспечиваемого реверсивной работой газопроводов и компрессорных станций на участке Петровск-Алгай.

Железнодорожное сообщение. Ведущее место в транспортной системе области занимает железнодорожный транспорт. Он выполняет 95,5 процента общего грузооборота, 40,4 процента от общего объема перевозок, а также 27,8 процента пассажиро-оборота.

Наиболее крупные организации, выполняющие железнодорожные перевозки на территории области: Приволжская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", Юго-Восточная железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги".

Водное сообщение. Важнейший водный путь - река Волга, которая непосредственно связывает Саратов с городами, расположенными выше и ниже по ее течению (Самарой, Ульяновском, Казанью, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Костромой, Ярославлем, Волгоградом, Астраханью); через сеть притоков и каналов - с Западным Уралом, Москвой, Балтийским и Белым морями, Украиной; а через Каспийское море - с Северным Кавказом, государствами Закавказья, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном.

На водном бассейне области осуществляют деятельность 70 предприятий и предпринимателей, на балансе которых находится 226 судов. 18 предприятий имеют лицензии на перевозку грузов, перевозку пассажиров и погрузо-разгрузочные работы.

Воздушное сообщение осуществляется ОАО "Саратовские авиалинии", базовой авиакомпанией, интегрированной с аэропортом "Саратов-Центральный". Предприятие выполняет авиационные внутренние пассажирские перевозки по Российской Федерации (Москва, Сургут, Сочи) и международные чартерные рейсы (Франкфурт, Стамбул, Анталья, Баку, Ереван). За время работы на международном авиарынке выполнялись авиарейсы более чем в 80 зарубежных аэропортах. Авиапредприятие оснащено оборудованием, позволяющим эксплуатировать и обслуживать современные воздушные суда. Акционерное общество эксплуатирует воздушные суда яК-42 - 11 единиц (10 - собственные, 1 - в аренде).

Автомобильное сообщение. На территории области в настоящее время зарегистрировано 928319 автотранспортных средств, в том числе 51,0 тыс. автобусов, 110,1 тыс. грузовых автомобилей, 649,16 тыс. легковых автомобилей. Автобусным сообщением с областным центром охвачены все населенные пункты области. Протяженность автобусной маршрутной сети составляет 39,4 тыс. км.

По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Республики Казахстан и Центральной Азии, а также два международных транспортных коридора "Север-Юг", "Запад-Восток". Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел.

Автомобильные дороги имеют важное стратегическое значение для транспортного комплекса области. Они связывают обширную территорию области, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов, по ним осуществляются самые массовые автомобильные перевозки грузов и пассажиров.

Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок.

Однако темпы развития автомобильных дорог области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, что приводит к снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.

Комплексное развитие крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад-Восток", "Север-Юг" с более эффективным использованием водных магистралей (р.Волга), инфраструктурных объектов железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов позволит области в полной мере реализовать транспортный и транзитный потенциал.

1.2.6. Инновационный потенциал