Система социальной защиты населения должна на территории области обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок, негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В основу развития системы социальной защиты населения положены основные принципы Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, Мадридского международного плана действий по проблемам старения, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и "Доступная среда" на 2011-2015 годы, государственной программы Саратовской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2016 года.
Приоритетные задачи:
обеспечение адресности социальной защиты населения, обеспечивающей поддержание жизненных стандартов для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, придание социальным выплатам характера "социальных инвестиций";
повышение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе обеспечение возможности получения государственных социальных услуг в электронном виде;
повышение эффективности государственной поддержки семьи;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения.
Пути реализации:
совершенствование процедур оценки нуждаемости граждан;
внедрение в систему социальной защиты солидарной ответственности государства и гражданина, в том числе через систему социальных контрактов;
оптимальное использование потенциально положительных резервов социального и семейного окружения граждан;
развитие профилактической направленности системы социальной защиты населения;
оптимизация сети государственных учреждений социальной защиты населения в соответствии с социально-экономическими и демографическими тенденциями развития области;
создание "социальных кластеров", включающих системы мобильных социальных услуг;
выравнивание имущественной и финансовой обеспеченности учреждений социальной защиты населения области, поддержание материально-технической базы учреждений в состоянии, отвечающем требованиям федерального законодательства и законодательства области;
внедрение в работу учреждений социальной защиты населения системы бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе стандартизация и регламентация государственных социальных услуг;
информатизация системы социальной защиты населения;
повышение информированности населения о системе социальной защиты населения;
развитие и совершенствование кадрового потенциала отрасли;
развитие механизмов партнерства государства, бизнеса, некоммерческих организаций и учреждений социальной защиты населения, в том числе поддержка и стимулирование проектной деятельности учреждений;
демонополизация государства в области предоставления социальных услуг, создание полисекторной модели социального обслуживания населения, внедрение системы государственного социального заказа;
развитие волонтерского движения в системе социальной защиты;
формирование организационных и правовых механизмов сетевого взаимодействия федеральных, региональных и местных социальных структур, институтов гражданского общества в сфере поддержки семьи;
развитие профилактического и интервенционного потенциала социальных служб;
переход к индивидуальному социальному сопровождению детей и семей через совершенствование института сопровождения трудных жизненных ситуаций;
отработка и реализация технологии кейс-менеджмента в социальном обслуживании семей;
разработка мер и механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие системы предоставления мер социальной поддержки семьям в связи с рождением и воспитанием детей;
создание доступной инфраструктуры, в первую очередь обеспечение доступности социально значимых объектов, посредством применения универсального дизайна не только на стадии проектирования объектов, но и на стадии проектирования инфраструктуры, окружающей эти объекты;