Действующий

Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Вольск Саратовской области на период 2011-2020 годов

3. Возможные сценарии. Стратегия модернизации моногорода

3.1. Выбор целей и разработка сценариев будущего


Основные факторы, влияющие на возможные сценарии развития города.

Вступление в ВТО. Градообразующей отраслью города Вольск является отрасль производства цемента. Она представлена предприятиями ОАО "Вольскцемент" и ЗАО "ВолгаЦемент", а также несколькими предприятиями, связанными с ними единой технологической цепочкой.

П-оизводство цемента и производных изделий из него сопровождается повышенной экологической нагрузкой на окружарющую местность и население. Производственная технология заводов, входящих в состав ГРОП, в настоящий момент, не соответствует требованиям ВТО, членом которой РФ планирует стать в 2011 году, что влечет за собой серьезный риск остановки этих предприятий! В случае реализации этого риска, срабатывает эффект домино, когда остановка ГРОП повлечет за собой целую цепочку негативных событий, прежде всего под риском увольнения оказываются более 1600 жителей города.

Диверсификация в прогрессе. Местная промышленность сравнительно диверсифицирована: есть предприятия промышленности стройматериалов, пищевой и мукомольной промышленностей, производства машин и оборудования и т.д. Большая часть производимой продукции предприятиями местной промышленности реализуется на внутреннем рынке города, практически 66% оборота предприятий малого бизнеса. Для этих предприятий риском являются изменение общей платежеспособности населения Вольска и, п-ежде всего, платежеспособности работников ГРОП.

Потенциал малого бизнеса. Возможности для освоения малым бизнесом внешних по отношению к го-оду рынков сбыта ограничены - предприятия не нацелены на развитие и модернизацию ввиду недостатка финансовых ресурсов, отсутствия длинных кредитов с низкой процентной ставкой и невозможности привлечения внешних инвестиций ввиду недостаточной инвестиционной п-ивлекательности.

Ухудшающаяся демография. Критичными для города являются риски депопуляции (уровень смертности (26%о) в городе превышает рождаемость (15,7%)), старения населения (23,3% населения составляют лица старше трудоспособного возраста), дефицита профессиональных кадров, обусловленного оттоком трудоспособного молодого населения в более благоприятные для проживания места и привлекательными условиями труда, и прежде всего с более высокой заработной платой.

Уровень безработицы в 2010 году достиг 1,5% от численности трудоспособного населения. Ухудшает ситуацию с занятостью наличие скрытой безработицы, связанной с сезонностью работы многих предприятий города. Специалисты центра занятости города отмечают несбалансированность спроса и предложения, что, по сути, свидетельствует о фактически еще большем напряжении на рынке труда.

Снижение качества жизни как опасный тренд. Критичными являются риски снижения качества жизни населения, которые обусловлены рядом причин. Во-первых, значительная часть населения проживает в неблагоприятных экологических и социальных условиях. В городе наблюдается сложная экологическая ситуация: сильное загрязнение атмосферного воздуха, водоемов.

Дефицит инвестиционных ресурсов как общероссийская тенденция. Дефицит финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов у государства будет усиливающейся тенденцией. Если до кризиса 2008 года, бизнес искал "госурдарственные инвестиционные площадки", куда можно было бы ему встроиться, то сегодня п-оисходит все в точности наоборот: госуда-ство, в силу отсутствия собственных инвестиционных ресурсов, делает все возможное, чтобы привлечь бизнес к выполнению своих функций по развитию территорий. Определяющей тенденцией в ближайшее время будет высокая степень конкуренции городов за привлечение бизнеса, предлагая ему более благоприятные условия. При этом в некоторых из них, так же, как и в городе Вольск, уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Экологический и другие вызовы существованию населения. Экологическая ситуация усугубляется ветхостью жилья и изношенностью значительной части жилого фонда, низким у-овнем благоуст-ойства жилого фонда.

Влияние очередных "волн" мирового кризиса, ухудшение конъюнктуры рынка - будут заставлять рестуктуризировать градообразующие и системообразующие предприятия в городе, что приведет к росту высвобождаемой части работников

Отставание развития социальной инфраструктуры: низкая оснащенность медицинских уч-еждений, нехватка в-ачей, низкий у-овень медицинского обслуживания, большая оче-едь в детские сады - 800 человек, несоответствие зданий системы об-азования сов-еменным требованиям, необеспеченность физкульту-но-оздо-овительными ме-оп-иятиями, что ведет к безнадзо-ности и, как следствие, -осту п-еступности. С-авнительно низкий у-овень качества жизни объясняется более высоким у-овнем заболеваемости, и соответственно, более высоким у-овнем сме-тности, п-ичиной кото-ых является экологически неблагоп-иятные условия жизни.

Детальная диагностика выявленных рисков города и их ранжирование "по очередям"9 приводятся в Приложении 5 "Журнал диагностики моногорода. (Базовая информация к Комплексному инвестиционному плану модернизации города Вольск)".

Из Таблицы N 3-1 "Ранжирование рисков по результатам оценки их влияния на социально-экономическую систему моногорода" следует, что наиболее критическими являются проблемы инфраструктуры (как инженерно-технической, так и социальной) и ГРОП. И в том и другом случае особую опасность представляют экологические риски, создающиеся за счет деятельности градообразующих предприятий, а также из-за состояния инфраструктуры, а также риски демографических изменений (депопуляции). Это создает условия того, что моногород может прекратить выполнять свои ключевые функции по обеспечению жизнедеятельности населения и функционирования экономики, если не будет реализовываться четкая программа модернизации с высокой степенью мобилизации материальных и человеческих ресурсов на парирование вышеназванных рисков. Самостоятельно при существующих бюджетных условиях город с этой ситуацией не справится.

Таблица 3-1


Ранжирование рисков по результатам оценки их влияния на социально-экономическую систему моногорода


(выбраны наиболее критические риски: выше 70%)

Очередность рисков

Составляющая моногорода

Риск

Оценка влияния рискового случая(%)

Риски 1-й очереди

Инфраструктура инженерно-техническая

Завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры Амортизация / износ элементов инфраструктуры

98,0



Инфраструктура инженерно -техническая

Обеспечения финансирования Экологический

94,0



ГРОП

Технологический Законодательный

94,0



Инфраструктура социальная

Недостаток мощности и доступности

91,0

Риски 2-й очереди

Население

Снижение качества жизни

86,0



Инфраструктура социальная

Завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры Амортизация / износ элементов инфраструктуры

81,0



Инфраструктура инженерно -техническая

Воздействие внешних природных\ техногенных факторов

81,0

ОМС

Нераспределенных обязательств

81,0

Риски 3-й очереди

ОМС

Волатильности внешних платежей

76,0



ОМС

Волатильности собственных доходов местного бюджета

72,0

     
3.2. Возможные сценарии развития социально-экономической ситуации в городе

Для моногорода Вольск существуют следующие сценарии развития ситуации: инерционный, "догоняющий" (или консервативно-модернизационный) и инновационный социально ориентированный.

Инерционный сценарий развития.

Инерционный сценарий подразумевает развитие экономики и инфраструктуры города без учета внешних воздействий, активного реагирования на возникающие и имеющиеся риски, без заблаговременного парирования рисков. Сценарий предполагает отказ от реализации КИПММ и продолжение существующих тенденций.

В инерционном сценарии ГРОП продолжают действовать по имеющимся технологическим схемам и при нынешних экологических и энергозатратных условиях.

В инерционном сценарии объем финансирования на содержание инженерной инфраструктуры осуществляется в размерах, не позволяющих провести модернизацию объектов, создающих наибольшие риски для самих объектов и для населения моногорода.

Моногород находится в зоне влияния комплекса неуправляемых (критических) рисков, которые не могут быть парированы при тех объемах финансирования, которые осуществлялись в предшествующие годы.

Таким образом, продолжая реализацию инерционного сценария развития, город приближается к необратимым социально-экономическим, экологическим и другим негативным последствиям, в результате которых город может прекратить выполнять ключевые функции по обеспечению жизнедеятельности населения и обеспечения экономической активности.

Моногород в высокой степени зависит от развития градообразующих предприятий, однако и они зависимы от состояния моногорода, и в первую очередь, от состояния человеческого капитала. Соответственно при реализации инерционного сценария развития моногорода градообразующие предприятия обречены на банкротство, в том числе по причине исчерпания человеческого капитала (отток квалифицированного населения, молодежи, старение населения и др.).