ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2012 года N 16-П

О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2012 год

(с изменениями на 14 декабря 2012 года)

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 29.02.2012 N 99-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.04.2012 N 195-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.06.2012 N 277-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.06.2012 N 346-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.08.2012 N 469-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.09.2012 N 528-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 01.10.2012 N 587-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.10.2012 N 640-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.11.2012 N 686-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.12.2012 N 732-П.

_______________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места на 2012 год" согласно приложению.

2. Определить министерство занятости, труда и миграции области уполномоченным органом исполнительной власти области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В. (пункт в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 06.08.2012 N 469-П, см. предыдущую редакцию).


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 19 января 2012 года N 16-П

     
Областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места на 2012 год"

Паспорт Программы
(таблица с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 06.08.2012 N 469-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование Программы

областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места на 2012 год" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик

министерство занятости, труда и миграции области

Основной разработчик Программы

министерство занятости, труда и миграции области

Цель и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

цель Программы - снижение численности безработных граждан, относящихся к категории незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Задачи Программы:

расширение возможностей содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в различных отраслях экономики в городах и районах Саратовской области.

Важнейшие оценочные показатели Программы:

количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на конец 2012 года;

численность трудоустроенных незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на конец 2012 года

Основные мероприятия Программы

1. Мероприятие по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

2. Мероприятие по содействию в трудоустройстве многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

3. Мероприятие по содействию в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места

Сроки и этапы реализации Программы

2012 год, 4 этапа

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство занятости, труда и миграции области, государственные казенные учреждения Саратовской области центры занятости населения (по согласованию)

Объемы и источники исполнения Программы

общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 8200,0 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета (прогнозно) - 7790,0 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета - 410,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

создание не менее 210 оборудованных (оснащенных) рабочих мест, в том числе

95 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, 90 рабочих мест - многодетных родителей, 25 рабочих мест - родителей, воспитывающих детей-инвалидов


трудоустройство не менее 210 человек, в том числе 95 незанятых инвалидов, 80 многодетных родителей, 80 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на конец 2012 года;

коэффициент напряженности на рынке труда области в 2012 году составит 1,0 незанятый на вакансию (в среднегодовом исчислении);

уровень регистрируемой безработицы в 2012 году составит 1,3 процента (в среднегодовом исчислении)

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (по согласованию), Правительство области, министерство занятости, труда и миграции области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2011 году ситуация на рынке труда области стабильная. По итогам ежемесячного обследования населения по проблемам занятости, в сентябре 2011 года численность безработных, соответствующих критериям МОТ, составила 74,9 тыс. человек, уровень общей безработицы 5,5 процента от численности экономически активного населения. По сравнению с сентябрем 2010 года численность безработных снизилась на 5,4 тыс. человек (на 6,7 процента), уровень общей безработицы - на 0,1 процентных пункта.

На фоне снижения общей безработицы улучшилась ситуация на регистрируемом рынке труда. На 1 октября 2011 года численность безработных составила 17486 человек. По сравнению с началом 2011 года численность безработных снизилась на 6,5 процента.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 октября 2011 года составил 1,3 процента от численности экономически активного населения и не изменился по отношению к началу 2011 года, а по отношению к 1 октября 2010 года снизился на 0,2 процентных пункта.

С января по ноябрь 2011 года с предприятий и организаций области по причине ликвидации и сокращения численности или штата, снижения объемов производства высвобождено 7,7 тыс. работников (52,3 процента от общей численности работников, запланированных к высвобождению), что на 16,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2010 года. В декабре 2011 года - марте 2012 года 255 организаций заявили о предстоящих высвобождениях 3,7 тыс. человек, из которых в службу занятости населения могут обратиться 2,5 тыс. человек.

Несмотря на то, что многие предприятия, стремясь сохранить кадровый потенциал, продолжают использовать режим неполного рабочего времени, количество работников, занятых неполное время, в ноябре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось в 3,6 раза (с 13,4 до 3,7 тыс. человек).

Количество вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения, составило на 1 октября 2011 года 20,2 тыс. единиц, что на 2,3 тыс. больше, чем на начало 2011 года (на 1 октября 2010 года - 18,1 тыс. единиц). В результате коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с начала 2011 года с 1,1 до 0,9 незанятого на одну вакансию на 1 октября 2011 года (на 1 октября 2010 года - 1,3 незанятого на одну вакансию).

Вместе с тем, даже в условиях стабильного развития рынка труда возможности граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в первую очередь инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, ограничены.

Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в использовании их труда.

Оборудование (оснащение) рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, обеспечения рабочих мест техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов и сопровождается дополнительными затратами.

За 9 месяцев 2011 года в органы занятости населения обратилось 2,3 тыс. инвалидов. Численность инвалидов, имеющих официальный статус безработного, к концу 2011 года составляет 1,5 тыс. человек, или 8,2 процента от общей численности зарегистрированных безработных граждан.

По данным мониторинга проблем трудоустройства и профессиональных возможностей лиц с ограниченными возможностями, 10 процентов инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения, нуждаются в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

Ежегодно в службу занятости населения обращаются более 30 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, испытывающих трудности в поиске подходящей работы.

По данным "Социального паспорта Саратовской области: социальная защита. 2010 год", на 1 января 2011 года на территории области насчитывалось 11,2 тыс. многодетных семей, что на 7,4 процента больше, чем в докризисный период (на 1 января 2009 года). В то же время среди безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, наблюдается тенденция снижения численности безработных граждан из числа многодетных родителей. На 1 января 2011 года в службе занятости населения состояло на учете 124 безработных гражданина из числа многодетных родителей, что на 33 процента меньше, чем на 1 января 2009 года.

В 2011 году решение вопросов по трудоустройству указанных категорий граждан осуществлялось в рамках областной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2011 год". За 9 месяцев 2011 года на специально оснащенные рабочие места трудоустроено 89 человек, в том числе 24 инвалида, 19 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 46 многодетных родителей. На конец 2011 года на специально оснащенные рабочие места трудоустроено 105 человек, в том числе 30 инвалидов, 21 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 54 многодетных родителя. Программный показатель выполнен на 100 процентов.

По прогнозу министерства занятости, труда и миграции области, в 2011 году численность официально зарегистрированных безработных граждан составит в среднегодовом исчислении 18,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,3 процента от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности - 1,0 незанятый на одну вакансию.

Прогноз развития ситуации на рынке труда области в 2012 году
(подраздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 06.08.2012 N 469-П, см. предыдущую редакцию).


В 2012 году ситуация на рынке труда области будет находиться под влиянием положительной динамики основных социально-экономических показателей. Ожидается, что объем валового регионального продукта в 2012 году составит 463,7 млрд рублей, или 106,6 процента к 2011 году. Среднегодовое значение индекса промышленного производства останется на уровне 108-110 процентов. Удельный вес населения области с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 15,4 процента (оценка 2011 года - 16,6 процента).

В условиях перехода к инновационной экономике изменится сложившаяся структура занятости населения, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости.

На фоне оживления экономики области улучшится ситуация на рынке труда. В 2012 году численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения (в среднегодовом исчислении), составит 17,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,3 процента от численности экономически активного населения, коэффициент напряженности на рынке труда составит 1,0 незанятый на одну вакансию.

Вместе с тем, проблема трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей по-прежнему останется актуальной. Ожидается, что в течение 2012 года численность зарегистрированных безработных инвалидов составит около 2,9 тыс. человек, многодетных родителей - около 220 человек, родителей, воспитывающих детей-инвалидов - около 30 человек.

Реализация Программы позволит в 2012 году оборудовать (оснастить) 210 рабочих мест для трудоустройства 95 незанятых инвалидов, 90 многодетных родителей, 25 родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

В целях информирования граждан и работодателей о возможностях и условиях участия в Программе будет осуществляться ее информационное сопровождение.

2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 06.08.2012 N 469-П, см. предыдущую редакцию).


Цель Программы - снижение численности безработных граждан, относящихся к категории незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Задачи Программы:

расширение возможностей содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в различных отраслях экономики в городах и районах Саратовской области.

Уровень достижения цели и решения задач, предусмотренных Программой, выражается посредством системы количественных показателей, отражающих конкретные результаты реализации Программы.

Основные целевые индикаторы Программы:

оборудование (оснащение) не менее 210 рабочих мест, в том числе 95 рабочих мест для незанятых инвалидов, 90 рабочих мест для многодетных родителей, 25 рабочих мест для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на конец 2012 года;

трудоустройство не менее 228 человек, из них 95 незанятых инвалидов, 90 многодетных родителей, 25 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на конец 2012 года;

коэффициент напряженности на рынке труда области в 2012 году составит 1,0 незанятый на вакансию (в среднегодовом исчислении);

уровень регистрируемой безработицы в 2012 году составит 1,3 процента (в среднегодовом исчислении).

Программа реализуется в течение 2012 года в 4 этапа.

3. Система мероприятий Программы


Достижение цели и решение поставленных задач осуществляются через реализацию комплекса мероприятий (приложение N 1 к Программе).

Мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, предполагают возмещение работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительных рабочих мест:

в том числе специальных для трудоустройства незанятых инвалидов, в размере, составляющем не более 50 тыс. рублей за 1 рабочее место;

в том числе надомных для трудоустройства многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в размере, составляющем не более 30 тыс. рублей за 1 рабочее место.

Оборудование (оснащение) рабочих мест, в том числе специальных, является важным элементом профессиональной реабилитации незанятых инвалидов, а также одним из способов решения проблем занятости многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и граждан, имеющих инвалидность.

Оборудование (оснащение) работодателем рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства незанятых инвалидов будет производиться с учетом трудовых рекомендаций учреждений медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

При отсутствии у незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, необходимых знаний и профессионального опыта работы на оборудовании, приобретенном работодателем для оснащения рабочих мест, безработные граждане будут направлены органами службы занятости населения на профессиональное обучение в соответствии с порядком организации профессионального обучения.

Перечень работодателей, имеющих возможность в соответствии с законодательством организовать в 2012 году оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов (по согласованию), представлен в приложении N 2 к Программе. В течение года перечень работодателей может корректироваться, в том числе в сторону увеличения количества оборудуемых (оснащаемых) ими рабочих мест (по согласованию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»