ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2011 года N 610-П


О Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года



В целях определения основных направлений семейной политики Саратовской области до 2025 года Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Саратовской области до 2025 года.

2. Органам исполнительной власти области руководствоваться положениями Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года при решении задач в области семейной политики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при планировании и осуществлении мероприятий в области семейной политики руководствоваться положениями Концепции семейной политики Саратовской области до 2025 года.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области
П.Л. Ипатов


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 2 ноября 2011 года N 610-П

     
Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года

Введение


Концепция семейной политики Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) определяет общую стратегию, систему взглядов, исходных положений, принципов и приоритетов государственной семейной политики.

В основу концепции положены основные принципы конвенции ООН о правах ребенка, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и учитывает основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года, Концепции демографической политики Саратовской области на период до 2025 года.

Концепция принимает во внимание:

результаты предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Саратовской области (2006-2010 годы);

изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;

особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Саратовской области;

накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;

результаты научных исследований положения семьи, родительства и детства в Саратовской области, заинтересованность семьи и домашних хозяйств в направлениях и формах государственной помощи, ресурсы и возможности социальных служб по обеспечению социальной поддержки, сравнительный анализ опыта зарубежных стран и субъектов российской Федерации по реализации мер семейной политики;

предложения и рекомендации органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций по осуществлению семейной политики Саратовской области;

возможности организационной системы по реализации семейной политики Саратовской области.

Семейная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.

Концепция устанавливает систему целей, задач и основных направлений реализации семейной политики в сфере социальной защиты, охраны здоровья, образования, воспитания, организации досуга семей с детьми.

Объектом семейной политики является семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли семьи в решении разнообразных проблем. Семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер семейной политики.

В качестве исходного ориентира для модели семьи принят тип благополучной семьи, под которой понимается семья, которая:

осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание трех и более детей;

в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием законодательно определенных мер ее поддержки;

обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом.

Модель благополучной семьи как субъект социальных отношений отражает:

юридическую оформленность - благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном браке;

полноту семьи - благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;

детность семьи - благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения области;

экономическую обеспеченность - среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднедушевого дохода по области;

социальную активность - благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении государственной поддержки;

социальную направленность - основные направления и содержание жизнедеятельности успешной семьи в основном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственности и ценностям культуры.

При определении уровня благополучия семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.

В качестве показателей уровня благополучия семьи как социального института должно выступать качество выполнения ею социальных функций:

обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;

обеспечение в надлежащей степени полноценного воспитания и социализации детей;

обеспечение формирования самосознания, гражданственности и преемственности народных и национальных социокультурных ценностей у своих детей;

обеспечение эмоциональной и психологической устойчивости - ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;

обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);

обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.

Процесс становления благополучной семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.

I. Анализ современного состояния института семьи и специфика семейной политики в Саратовской области


Современная демографическая ситуация в области в целом отражает общероссийские тенденции и характеризуется снижением численности населения, в том числе детского, ростом смертности и продолжающимся процессом естественной убыли.

Наблюдается сокращение абсолютной численности семей с детьми. С 2006 года число семей с детьми уменьшилось на 6,1 процента с 347970 до 326686 семей. По-прежнему подавляющее большинство - это семьи с одним и двумя детьми (96,6 процента). Доля семей, имеющих только одного ребенка, значительно выше в городах, чем в сельской местности.

С 2006 года коэффициент рождаемости в Саратовской области вырос с 9,1 до 10,8 на 1000 населения, или на 17,6 процента, в том числе первых детей - на 6,6 процента, вторых - 32,2 процента, третьих - на 52,7 процента, четвертых и последующих - на 35,2 процента.

Повышение показателей рождаемости в основном происходит за счет первенцев. Об этом также свидетельствуют данные по очередности рождения. Первенцы составляют 54,3 процента в общей структуре рождений, вторые дети - 35 процентов, третьи - 8,1 процента, а четвертые и последующие - только 2,6 процента.

Основная доля рождений по-прежнему приходится на матерей в возрасте от 18 до 30 лет (72 процента). Вместе с тем в области растет рождаемость среди женщин старше 30 лет. С 2006 года их доля выросла с 19 до 25 процентов.

Несмотря на повышение показателей рождаемости, ее уровень остается низким. В Саратовской области рождается меньше, чем умирает. В 2010 году естественный прирост населения составил 4,9 на 1000 населения.

С 2006 года общий коэффициент смертности снизился с 15,6 до 15,5 на 1000 населения. Основными причинами смертности населения области остаются болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, отравления, травмы.

Ухудшается состояние здоровья населения, в том числе детского. Показатель общей заболеваемости детей с 2006 года увеличился на 11,7 процента и составил 2510,5 на 1000 детей (2006 год - 2247,7 на 1000 детей). По данным о состоянии здоровья новорожденных каждый третий ребенок в области рождается больным. Ежегодно количество таких детей увеличивается, 6,2 тысячи детей области имеют инвалидность.

На число и состав домашних хозяйств с детьми влияют процессы, происходящие в брачной структуре населения области.

С 2006 года общий коэффициент брачности вырос с 7,3 до 8,0 на 1000 населения. Особенностью современного брака остается его нестабильность. На каждые 100 вновь образовавшихся брачных пар приходится 57 расторгнутых (данные статистики за 2010 год). За 2009-2010 годы коэффициент разводов повысился на 7,1 процента. Ежегодно в результате разводов более 7 тысяч несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей.

За последние пять лет доля неполных семей возросла на 3,3 процента. Сегодня неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми, составляют 20,04 процента или каждая пятая семья области. В каждом десятом случае - матери-одиночки. Доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака, остается достаточно стабильной (2006 год - 27,4 процента, 2009 год - 26,3 процента), абсолютное количество детей данной категории с 2006 года увеличилось на 10,7 процента, с 6526 до 7224 человек.

Воспитание в неполной семье, как правило, предполагает недостаток родительского внимания и общения между детьми и родителями. Семьи с одним родителем (матерью, отцом) сталкиваются со значительными материальными проблемами. Повышенный риск бедности детей в неполных семьях связан и с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые хотя бы частично призваны компенсировать снижение дохода семьи после распада брака. Материальная поддержка детей все больше зависит от доброй воли отцов и государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей одиноких женщин с детьми.

В связи с ослаблением института семьи сохраняется проблема социального сиротства, а высокий уровень смертности в среднем возрасте является причиной биологического сиротства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 2,3 процента от общего числа детей в возрасте до 17 лет (2006 год - 2,04 процента).

В общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 82 процента составляют социальные сироты. Основными причинами социального сиротства остаются семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей, насилие в семье.

В интернатных учреждениях воспитываются и обучаются порядка 1,6 тысяч детей. Дети, переданные на государственное обеспечение, в большей степени сталкиваются с проблемой дезадаптации в обществе в будущем.

Серьезным фактором влияния на благополучие семьи является уровень ее материального благосостояния.

По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств области среднедушевые располагаемые ресурсы в семье, имеющей одного ребенка, составляют 6372,2 рубля, имеющей двух детей - 6169,4 рубля, имеющей трех детей - 2386,0 рублей.

Во всех домашних хозяйствах с детьми за последние годы отмечена тенденция увеличения среднедушевых располагаемых ресурсов. Так, в семьях с одним ребенком они выросли на 42,5 процента, с двумя детьми - на 107,4 процента, или в 2,1 раза, с тремя детьми - на 126 процентов, или в 2,26 раза. Разрыв между располагаемыми ресурсами однодетной, двухдетной и трехдетной семьей сократился. Однако располагаемые ресурсы в многодетной семье остаются ниже величины прожиточного минимума (в 2 раза). Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 9,3 тысяч семей, или 83,5 процента.

С 2006 года отмечен рост денежных доходов семей с детьми. Их рост у семей с одним и двумя детьми составил 2,6 процента, с тремя детьми - 18,2 процента.

Доля денежных доходов в однодетных и двухдетных семьях равна 94,2 процента, в многодетных - 85,3 процента величины располагаемых ресурсов домашних хозяйств с детьми. Рост денежных доходов семей обусловлен увеличением размера оплаты труда, пособий, а также введением дополнительных мер поддержки семей с детьми.

Темп прироста натурального дохода в семьях с детьми сократился: в семьях с одним ребенком - на 0,3 процента, с двумя детьми - на 2,2 процента, с тремя детьми - на 18,9 процента. Наибольшую долю натуральный доход по-прежнему составляет у семей с тремя детьми - 14 процентов от располагаемых ресурсов семьи.

Большую часть структуры расходов населения составляют продукты питания (39,9 процента), непродовольственные товары (34,3 процента) и оплата услуг (23,4 процента).

Вместе с тем наряду с тенденцией роста среднедушевых располагаемых ресурсов растет число семей - получателей ежемесячного пособия на ребенка. С 2006 года их количество выросло на 37,1 тысячи, или на 28,9 процента. В настоящее время 50,7 процента семей с детьми получают детское пособие.

С 2006 года размер ежемесячного пособия на ребенка увеличился в 2,9 раза. С 2009 года пособие ежегодно индексируется. Вместе с тем, величина ежемесячного пособия на ребенка с учетом индексации составляет сегодня 6,3 процента величины прожиточного минимума ребенка (в 2006 году - 3,4 процента).

С 2006 года реализуется Закон Саратовской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области", предусматривающий меры социальной поддержки для более 11,2 тысячи многодетных семей (в которых воспитываются более 36,2 тысячи детей), проживающих на территории области.

За пять лет в рамках данного закона 71 многодетная семья, имеющая семь и более несовершеннолетних детей, получила микроавтобусы "ГАЗель".

Также с 2006 года за счет средств областного бюджета полноценным питанием (специализированными продуктами) обеспечивается ежегодно в среднем 17,4 тысячи беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет.

В 2008 году введены дополнительные меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Данными мерами социальной поддержки пользуются ежегодно в среднем 19,4 тысячи человек.

На экономическом положении семей отражаются тенденции развития рынка труда.

Уровень регистрируемой безработицы на конец 2010 года составил 1,4 процента, что соответствует уровню 2006 года.

Каждый пятый безработный, или 20,1 процента от общей численности безработных, воспитывает несовершеннолетних детей. В их числе преобладают женщины - 2843 человека, или 75,7 процента от общего числа безработных, имеющих детей. В числе безработных, имеющих детей, 10,4 процента составляют многодетные и одинокие родители (2006 год -15,6 процента).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»