Недействующий

О долгосрочной областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2012-2015 годы" (с изменениями на 31 декабря 2013 года)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России.

На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция неуклонного снижения количества чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей, что является свидетельством высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако природные и техногенные риски чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу населению и объектам экономики области. Особенно актуален вопрос обеспечения защищенности населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

По данным мониторинга наибольшую опасность в масштабах области по суммарному материальному ущербу представляет паводок. Высокие паводки при половодьях повторяются примерно один раз в четыре года. При определенных метеорологических условиях (осадки, температура и др.) основными паводкоопасными территориями может оказаться 21 район области, где в зонах возможного затопления может оказаться до 56 населенных пунктов с населением около 19 тыс. человек, а также более 5000 гектаров сельскохозяйственных угодий, до 15 участков линий электропередачи общей протяженностью 86,84 км, 9 участков автомобильных дорог протяженностью около 42 км, 1 участок железнодорожного полотна протяженностью около 100 км и 48 автомобильных мостов. Материальный ущерб может составить более 10 млн рублей.

Наиболее значимый ущерб возможен вследствие затопления и повреждения коммуникаций (автодорог, линий электропередачи), строений и гидротехнических сооружений. Помимо этого, из-за загрязнения и обмеления русел рек возрастают уязвимость строений и, соответственно, опасность для жизни людей, проживающих в паводкоопасных районах.

Подтверждением данных мониторинга являются последствия прохождения паводка на территории области в 2011 году и как итог:

значительно превышающие норму запасы воды в снежном покрове и сложившиеся гидрометеорологические условия способствовали тому, что весеннее половодье 2011 года в бассейнах рек оказалось существенно выше нормы, а в некоторых случаях уровни воды превышали неблагоприятные и опасные отметки. Ухудшению паводковой обстановки способствовали значительно превышающие норму осадки в виде дождя и большая глубина промерзания почвы;

в зоне затопления общей площадью 1,668 км2 на территории 20 муниципальных образований области оказались 418 жилых домов, в которых проживает 1320 человек, что привело к нарушению условий их жизнедеятельности. Паводковыми водами были повреждены 6 автомобильных мостов, 68 участков автомобильных дорог общей протяженностью 7,284 км;

на территории области в границах 6 муниципальных районов (Дергачевского, Марксовского, Новоузенского, Перелюбского, Пугачевского, Озинского) распоряжением Губернатора Саратовской области от 11 апреля 2011 года N 233-р был установлен режим ЧС. Ущерб от паводка в этих районах составил 88,352 млн рублей.

На территории области представлен широкий комплекс экзогенных геологических процессов, среди которых наиболее опасными являются оползни и переработка берегов водохранилищ. Практически ежегодно в области регистрируются новые оползневые участки. Причина оползневой деятельности на территории области связана как с природными факторами, так и техногенным воздействием на природный ландшафт. Развитие оползневых процессов ведет к тому, что в зону действия попадают здания жилого и социального назначения, опоры линий электропередач.

Саратовская область является крупным индустриальным регионом Приволжского федерального округа и России в целом. В структуре промышленного комплекса области наибольший удельный вес принадлежит электроэнергетике, машиностроению, химической и нефтехимической, пищевой промышленности.

В настоящее время в области функционирует 261 потенциально опасный объект, из которых: радиационно-опасных - 3, биологически опасных - 1, химически опасных - 47, пожаровзрывоопасных - 169, гидродинамически опасных-41.

Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для области и страны в целом, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 600 тыс. жителей, что составляет более 23 процентов населения области.

Высокую угрозу представляет крупнейший на территории Российской Федерации радиационно опасный объект - Балаковская АЭС. В случае гипотетической аварии в 30-километровую зону вокруг станции попадает 44 населенных пункта с общей численностью населения более 227 тыс. человек. Примерный ущерб может превысить 55 млрд рублей.

В области функционирует 47 химически опасных объектов с общим количеством аварийно-химически опасных веществ (АХОВ) около 50 тыс. тонн (включая линейную часть аммиакопровода, проходящего по территории 15 районов области), в зонах повышенной химической опасности расположены 5 городов области с численностью населения около 1,4 млн человек. На многих объектах замена морально и физически устаревших средств обнаружения и контроля химических аварий произведена не в полном объеме; уровень технического контроля, управления автоматической противоаварийной защитой технологических процессов и дежурно-диспетчерской службы крайне низок.

Значительное влияние на аварийность с последующим возникновением чрезвычайных ситуаций оказывает износ основных производственных фондов химически опасных объектов, который составляет в среднем 50 процентов, но наиболее изношено оборудование на очистных сооружениях и водозаборах систем водоснабжения и канализации, а от его технического состояния зависит гарантированное и качественное обеспечение водой населения области. Чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства, вызывают социальную напряженность в обществе.

На территории области имеется 169 пожаровзрывоопасных объектов, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные вещества, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и взрыву. К таким объектам относятся как промышленные предприятия, так и трубопроводный и железнодорожный транспорт. Степень износа основных производственных фондов этих предприятий достаточно высока и превышает 50 процентов.

Среди большого количества объектов экономики и жизнеобеспечения области особое место занимают критически важные для национальной безопасности объекты инфраструктуры. В области проводится работа по реализации практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, создана система надзора и контроля за разработкой и реализацией неотложных и долгосрочных мер, направленных на решение этой задачи, которая на современном этапе остается одной из приоритетных задач развития страны.

В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, важное место занимают оперативное реагирование и управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения и органов местного самоуправления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы будет создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112". В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб ("Антитеррор" и служба реагирования в ЧС). В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 31 декабря 2012 года рекомендовано:

завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований;

обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы - 112.

Работа по совершенствованию системы связи и оповещения была начата в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2002-2006 годы" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Саратовской области на 2007-2010 годы", что позволило повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации и доведения информации об угрозе или факте чрезвычайных ситуаций до населения области.

Вместе с тем в настоящее время остро стоит проблема реконструкции региональной системы оповещения населения (далее - РСО), которая обусловлена использованием в составе комплекса технических средств аппаратуры оповещения типа 5Ф88 и АДУ ЦВ.

Оснащение РСО аппаратурой данного типа было произведено в 1963 году. На сегодняшний день выпуск аппаратуры аналогичного типа промышленными предприятиями прекращен. Весь комплекс технических средств оповещения физически и морально устарел, оборудование требует постоянного ремонта и регулировки, запасные части промышленностью не выпускаются. В течение последних лет процент отказов оборудования при проведении технических проверок вырос до 25.

При сохранении существующего положения к концу 2011 года не исключена потеря возможности централизованного оповещения населения области о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные факторы снижения эффективности функционирования РСО: