При разработке прогноза социально-экономического развития области использовался комплекс моделей, включающий в себя межотраслевую модель, модель энергетического баланса, модель развития инфраструктуры и соответствующие региональные модели. Это позволило предметно исследовать вопросы ресурсного обеспечения экономического роста, проблемы преодоления инфраструктурных ограничений устойчивого развития, учесть региональную компоненту прогноза, а использование в качестве основы расчетов межотраслевой модели обеспечило необходимый уровень согласованности результатов.
Прогнозно-аналитический инструментарий подробно изложен в приложении N 1 к настоящей Стратегии.
2.2.1. Целевые параметры Стратегии, основные сценарии, принципы расчетов
Основной задачей социально-экономического развития области является достижение высокого уровня жизни населения, преодоление сложившегося отставания по уровню развития от средних показателей для Российской Федерации и Приволжского федерального округа, создание условий для устойчивого долгосрочного развития области.
Отличие Стратегии долгосрочного развития от других документов программного характера состоит в том, что здесь можно и даже необходимо формулировать значимые, амбициозные задачи социально-экономического развития. При этом определение целевых ориентиров на 15-20 лет вперед должно сопровождаться обоснованием возможности достижения ключевых показателей. Для этих целей Стратегия развития должна быть подкреплена развернутой системой обосновывающих расчетов, доказывающих не только саму адекватность заявленных целевых установок, но и объясняющих выбор механизмов их достижения.
Отталкиваясь от ключевой задачи развития области, предполагающей существенное повышение качества жизни населения и преодоление существующих в этой сфере диспропорций, можно сформулировать следующий числовой ориентир - к 2025 году уровень доходов на душу населения в области должен составлять не менее 85 процентов от среднероссийского уровня (текущее соотношение - 62 процента). Это означает, что темпы экономической динамики, скорость изменений в структуре производства и темпы прироста инвестиций в основной капитал на протяжении всего периода действия Стратегии должны превышать среднероссийские показатели.
С точки зрения динамики социально-экономического развития области может быть сформулировано несколько содержательных сценариев.
Первый сценарий - инерционного развития - исходит из предположения, что по динамике развития экономики область в целом будет соответствовать темпам развития экономики Российской Федерации.
Второй сценарий - ресурсно-инвестиционного развития - предполагает наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот и рациональное использование имеющихся ресурсов, смену технологической платформы и расширение уже действующих производств. Непривлекательность этого сценария развития заключается в позиционировании области как старопромышленного региона с уровнем макроэкономических показателей ниже, чем у других регионов, отставании от уровня социально-экономического развития регионов-лидеров Приволжского федерального округа и среднероссийского уровня.
Третий сценарий - инновационного развития - предполагает опережающие темпы экономического роста в области по сравнению с темпами роста экономики Российской Федерации и Приволжского федерального округа.
Сохранение текущих пропорций социально-экономического развития области фактически подразумевает консервацию отставания области в уровне социально-экономического развития, сохранение существенных разрывов в уровне доходов населения области со средними показателями по России (в 2010 году средние душевые доходы в области составляли 75,7 процента от среднего уровня Приволжского федерального округа и 62,5 процента от среднего уровня по России).
С большой степенью уверенности можно утверждать, что такой сценарий не только не позволяет сохранить текущий уровень потребления, но и ведет к дальнейшей деградации производственной и социальной базы области, так как опережающий рост в соседних областях может способствовать отвлечению ресурсов (кадровых, финансовых, производственных) в регионы с более благополучным финансово- экономическим климатом.
Таким образом, инерционный сценарий должен рассматриваться в качестве нижней границы возможного развития, но при этом необходимо понимать, что развитие по такому сценарию неприемлемо. Иными словами, для области совершенно недостаточен экономический рост с темпами, которые приемлемы для российской экономики в целом, области необходимо обеспечить опережающие темпы. Только в этом случае существует возможность устранения ключевых ограничений экономического развития в долгосрочной перспективе.
Инновационный сценарий развития области должен базироваться на следующих предположениях о характере экономического роста области в долгосрочной перспективе:
отставание области по уровню экономического развития может быть преодолено при темпах прироста ВРП, которые в течение ближайших 10-15 лет на 2-3 процентных пункта будут опережать темпы прироста ВВП России.
Если исходить из того, что средний прирост ВВП России в 2011-2025 годах будет составлять 4-5 процента (базовый сценарий Министерства экономического развития Российской Федерации), то, соответственно, ВРП области в этот период должен расти темпами не менее 6-7 процентов в год;
достижение высоких темпов роста ВРП возможно только при условии опережающего роста инвестиционного и потребительского спроса (ключевой момент - рост инвестиций в основной капитал, без которого невозможно повышение эффективности производства и инновационного развития области). Необходим существенный рост нормы накопления основного капитала (до уровня не менее 35 процентов от ВРП за период 2015-2020 годов). Необходимо также эшелонирование инвестиций по времени и отраслевой структуре экономики. При этом завершение отдельных крупных инвестиционных проектов не должно приводить к торможению экономического роста в области и "инвестиционной паузе";
цели развития области потребуют максимального задействования потенциала близлежащих регионов (с точки зрения использования их как рынков сбыта для продукции, произведенной на территории Саратовской области; в первую очередь, речь идет об электроэнергии, газе, продукции нефтепереработки, цементе, стекле);
также необходимо использование в области потенциала спроса посредством расширения доли собственной продукции на внутреннем областном рынке (прежде всего за счет продукции таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство строительных материалов и др.);
должно произойти расширение доступа области к финансовым ресурсам за счет роста налогооблагаемой базы и формирования условий для перевода центров прибыли некоторых крупных корпораций на территорию области;
должны быть приняты меры по максимальному использованию потенциала федеральных программ в сфере развития отдельных видов экономической деятельности (включая такие, как развитие компонентной базы в автомобильной промышленности, машиностроении и фармацевтике; развитие транспортной инфраструктуры и т.д.);
необходимо значительно увеличить участие властей в создании промышленных площадок на территории области (включая софинансирование на принципах государственно-частного партнерства), а также в строительстве инфраструктуры промышленных зон. Создание инфраструктуры (площадок) для развития промышленной деятельности, частично профинансированное за счет бюджета, способно существенно повысить инвестиционную привлекательность области;
должна быть усилена программа жилищного строительства с тем, чтобы объемы вводов жилья к концу периода реализации Стратегии достигли уровня не менее 1 кв. м на человека в год (по сути, речь идет об удвоении текущих объемов ввода жилья, а также о росте его качества).
Ключевые направления развития экономики области должны сопровождаться реализацией целого набора мер общеэкономического характера, позволяющих обеспечить однородность экономического развития и преодоление сложившихся в области диспропорций. К таким мерам должны относиться действия в области социальной защиты населения, в сфере здравоохранения и подготовки квалифицированных кадров, мероприятия, направленные на стимулирование повышения эффективности производства (энергоэффективности, производительности труда и т.д.).
Необходимо формулировать и отстаивать на федеральном уровне позицию в отношении справедливого распределения налоговой базы, формируемой на территории области.
Рассмотрение инерционного и инновационного вариантов прогноза позволяют очертить наиболее вероятные границы развития экономики области в 2011-2025 годах. Однако в связи с тем, что реализация всего потенциала развития области в рамках инновационного варианта развития при определенных условиях может оказаться невозможной, целесообразно также рассмотреть промежуточный вариант, который опирается на реализацию запланированных в настоящий момент в области инвестиционных проектов. В рамках этого варианта появляется возможность оценить агрегированный вклад данных проектов в развитие области в средне- и долгосрочной перспективе.
Для получения количественных оценок в рамках трех рассматриваемых сценариев должна использоваться единая методология расчетов и соответствующий прогнозно-аналитический инструментарий.