Тенденция увеличения числа инвалидов и пожилых граждан, преобладающее большинство которых нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, обуславливает необходимость дальнейшего развития вариантных форм и видов социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. Социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан должно представлять собой не изолированное их содержание с оказанием комплекса жизнеобеспечивающих услуг в стационарных условиях или на дому, а реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих компенсацию утраченных функций/способностей жизнедеятельности, устранение барьеров в окружающей их среде, активное участие в жизни общества и способность контролировать собственную судьбу.
Реабилитационный процесс должен быть последовательным и комплексным и начинаться на максимально раннем этапе. Для этого необходимо развивать профилактическое и реабилитационное звено социального обслуживания, которому в настоящее время не уделяется должного внимания. Особое внимание при этом необходимо уделить межведомственному взаимодействию с учреждениями и организациями, являющимися участниками реабилитационного процесса, а также взаимодействию с общественными организациями, представляющими интересы целевых групп, получающих социальные услуги.
Современная система профилактики и реабилитации должна предусматривать оказание услуг не только гражданину, но и в случае необходимости, семье в целом. В связи с этим необходимо уточнение перечня клиентских групп для каждого вида обслуживания. Вместе с тем необходимо вовлекать в работу по профилактике и реабилитации пожилых и инвалидов всех членов их семей. Своевременное вовлечение семьи в работу по профилактике и реабилитации помогает осознать ситуацию, восстановить нормальные внутрисемейные отношения, справиться с кризисом и спланировать жизнь семьи в соответствии с новыми обязательствами.
Маломобильность основной части клиентов социальных служб обуславливает необходимость обеспечения гарантии получения всего спектра социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, непосредственно в месте проживания пожилых и инвалидов, то есть приближение услуги к клиенту. Для этого необходимо развитие мобильных клиентских служб, при которых будет организована работа узких специалистов: психологов, юристов, педагогов. Кроме того, своевременность и оперативность предоставления социальных услуг будет обеспечена путем развития сервисов, предусматривающих дистанционное обслуживание клиентов разнообразными каналами связи: по телефону, электронной почте, видеорежиму по Skype и с помощью других средств.
Формирование доступной среды в настоящее время представляет собой основной приоритет в сфере социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Поэтому вместо того, чтобы создавать специализированные услуги, ориентированные исключительно на нужды инвалидов, необходимо преобразовывать и адаптировать всеобщую среду с учетом их потребностей и обеспечить создание "универсального дизайна"*6 на всех социально-значимых объектах. В связи с этим необходимо завершить работу по созданию доступной среды в учреждениях социального обслуживания.
_____
*6 "Универсальным дизайн" - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:
создание единой информационной системы организаций реабилитационной индустрии и реабилитационных учреждений, занимающихся проблемами инвалидов;
создание межведомственной модели реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
модернизация деятельности реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе;
внедрение новых стратегий домашнего ухода, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социальной среде и поддержку родственников, осуществляющих уход;
создание отделений социального обслуживания на дому детей-инвалидов;
разработка социальных программ, направленных на взаимодействие и взаимоподдержку граждан различных категорий;
создание института приемной семьи для пожилых людей;
реализация программ обучения членов семьи приемам и методам домашней профилактики и реабилитации;
развитие мобильных клиентских служб и дистанционного социального обслуживания;
достижение независимости пожилых людей и инвалидов в бытовой и семейной жизни, их адаптационных возможностей к изменениям внешних и внутренних условий жизни за счет гибкого реагирования на динамику потребностей;
приведение материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания в соответствие в нормативными актами по созданию доступной среды.