Сформированная в настоящее время система учреждений социального обслуживания семьи и детей ориентирована не на устранение причин негативных явлений, происходящих с семьей и детьми, а на их коррекцию. Работа социальных служб направлена, в первую очередь, на оказание экстренной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, и реагирование на серьезную кризисную ситуацию, возникшую в семье. Профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства и работе с семьей и ребенком на ранних стадиях неблагополучия социальными службами уделяется значительно меньшее внимание. Создание системы "экстренного реагирования" в середине 90-х годов обусловлено, в первую очередь, необходимостью охвата большого количества кризисных семей с детьми, появившихся в связи с последствиями социально-экономических процессов, приведших к общему снижению уровня жизни населения и утере в обществе моральных устоев.
Запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия на ранних этапах и оказания профилактической помощи семье, неэффективное законотворчество являются причинами социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.
Социальное вмешательство в проблемы семьи эффективно именно на ранней стадии, когда еще возможно остановить деградацию родителей, предотвратить превращение детей в социальных сирот, восстановить внутрисемейные связи. Совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей будет осуществляться путем переноса приоритетов работы учреждений с экстренного реагирования на профилактику и работу с семейным неблагополучием на ранних стадиях, создание механизмов "социального лифта"*4 для социально незащищенных семей и детей.
_____
*4 "Социальный лифт" - условное наименование совокупности факторов, оказывающих определяющее влияние на вертикальную социальную мобильность (изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, перемещение людей из одного социального слоя (класса, группы) в другой).
Сочетание заявительного принципа социального обслуживания с выявлением случаев семейного неблагополучия с использованием ресурса межведомственного взаимодействия позволит увеличить охват семей и детей работой социальных служб и, тем самым, не допустить перехода семьи из функционально-благополучного состояния в трудную жизненную ситуацию, а из трудной жизненной ситуации в социально опасное положение с изъятием детей из семьи. Вместе с тем социальные службы и в дальнейшем будут работать основываясь на принципах самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития.
В этой связи стационарные учреждения (отделения) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, будут переориентированы на плановую работу с детьми "группы риска" по отработанным реабилитационным программам, отделения психолого-педагогической помощи реорганизованы в отделения психолого-профилактической работы с семьей и отделения "участковой службы", созданы службы по профилактике ранних отказов от новорожденных, службы по работе с обидчиками, виновными в семейном насилии.
В целях профилактики повторного сиротства (отказ от опекаемых и усыновленных детей) требуется поддержка и развитие института замещающей семьи, в том числе развитие служб по сопровождению принимающих семей, а также работе с кандидатами в усыновители, опекуны, попечители, воспитатели семейно-воспитательных групп, приемные родители.
Для решения проблемы интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социум и формирования у них установок на осознанное родительство необходимо развитие межведомственных технологий социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Помимо ориентации системы социального обслуживания на приоритет экстренного реагирования, еще одним принципом ее работы, требующим корректировки, является практика переноса центра тяжести реабилитации на ребенка на фоне практической исключенное™ из ее процесса членов семьи. В перспективе работа служб социального обслуживания будет переориентирована на работу со случаем, предусматривающую разработку программ реабилитации для семьи в целом и создание института "куратора семьи".
Недостаточная эффективность работы по предотвращению семейного неблагополучия и социального сиротства обусловлена узкопрофильным подходом к решению данных проблем, ведомственной ограниченностью и межведомственной разобщенностью, а также недостаточным использованием ресурсов гражданского общества. Необходимо создание комплексных моделей социальной реабилитации семей с детьми, работающих на базе "социальных корпораций", включающих государственные институты, общественные и религиозные организации, частные структуры, СМИ и т.д.
Сложившаяся система социального обслуживания семей с детьми носит патерналистский характер, при котором социальная поддержка оказывается односторонне и не приводит к пробуждению социальной активности и ответственности самих граждан. Бессрочная помощь государства даже тем индивидам, которые могли бы разрешить свои проблемы самостоятельно, обусловливает консервацию социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье.
Сложившийся у молодого поколения стереотип социальных служб, как "собеса", учреждений для бабушек и неуспешных, несостоявшихся в жизни людей, препятствует активной и эффективной работе с молодежью и молодыми семьями. В связи с этим необходимо провести ребрендинг социальных служб поддержи семьи и детства, направленный на формирование для социальных служб имиджа современного престижного партнера по решению молодежных проблем.
Следует обосновать идеологически и регламентировать законодательно, что постоянную бессрочную социальную помощь будут получать только те семьи, в которых нет взрослых трудоспособных членов семьи, или взрослые трудоспособные индивиды действительно не способны добиться самообеспечения. При этом семьям, в которых имеются взрослые трудоспособные члены семьи, оказание социальной помощи возможно только на условиях их личного участия в достижении экономической независимости, получения дополнительных благ за счет собственных усилий, добровольного проявления инициативы и активности в интеллектуальном, культурном развитии и творчестве.
Одним из инструментов, способных подвигнуть к функциональным изменениям неблагополучные семьи, должна стать работа учреждений социального обслуживания по формированию идеологии привлекательности семьи с крепкими устоями и традициями. Механизмом реализации данного направления будут информационно-просветительские кампании, культурно-досуговые и обучающие программы, предусматривающих совместное участие в них функциональных семей и семей "группы риска".
Реализация указанной задачи будет осуществляться по следующим основным направлениям:
внедрение участкового принципа работы, уличных и мобильных социальных служб;
совершенствование межведомственной модели выявления семейного неблагополучия и включение в нее инновационных технологий выявления случаев неблагополучия на ранних стадиях;
развитие нестационарных форм реабилитации детей;
развитие на базе учреждений социального обслуживания отделений участковых служб, служб по профилактике ранних отказов от новорожденных, служб по работе с обидчиками, виновными в семейном насилии;
развитие нестационарных форм семейной реабилитации, в том числе семейных воспитательных групп;
развитие деятельности консультативных служб психолого-педагогической поддержки кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, воспитатели семейно-воспитательных групп, приемные родители;
разработка и применение технологий социальной инклюзии*5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
_____
*5 Социальная инклюзия - включение индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процесс.
переход от индивидуальных программ реабилитации каждого члена семьи к комплексным семейным программам реабилитации;
создание института "куратора семьи";
создание комплексных моделей социальной реабилитации семей с детьми, работающих на базе "социальных корпораций", включающих государственные институты, общественные и религиозные организации, частные структуры, СМИ и т.д.