Социальное обслуживание относится к числу сфер деятельности, в которых большую роль играет взаимодействие специалиста, его знаний, профессиональных навыков, личностных качеств на социальную ситуацию клиента. Поэтому вопросы кадрового обеспечения, подбора, обучения сотрудников социальных служб, эффективность и результативность их работы имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.
В настоящее время наиболее востребованы в сфере социального обслуживания специалисты со средним профессиональным образованием, так как основная доля услуг в сфере социального обслуживания приходится на услуги бытового характера, оказание которых не требует специального профильного образования, а также определенных навыков и умений. С учетом реализации Концепции и структурных изменений в сфере социального обслуживания изменятся и требования к интеллектуальному потенциалу и уровню образования специалистов, возникнет потребность привлечения в отрасль работников, имеющих профильное высшее образование.
Система социального обслуживания интеграционная и включает в себя разнообразные сферы деятельности в области социального менеджмента, психологии, социологии, педагогики, права, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, геронтологии и в соответствии с потребностями населения постоянно видоизменяется. В связи с этим возникнет необходимость получения сотрудниками учреждений социального обслуживания дополнительного образования и подготовки универсальных специалистов многопрофильной направленности.
Повышение профессиональной компетентности, усиление мотивации труда специалистов, создание условий для увеличения результативности профессиональной деятельности в значительной степени зависит от решения задачи внедрения эффективных технологий и современных методов кадровой работы.
Решение задачи подготовки кадров для социальной работы возможно лишь на основе комплексного подхода, от совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов до улучшения методов учебной работы и использования современных инновационных технологий учебного процесса подготовки кадров для отрасли. Назрела необходимость разработки системы аттестации работников учреждений социального обслуживания по определению уровня квалификации специалиста и соответствия его профессиональных знаний и практических навыков требованиям искомой квалификационной категории.
В настоящее время цели и приоритеты системы социального обслуживания, цели и приоритеты социальных служб учреждений и отделений, задачи и показатели деятельности специалистов недостаточно связаны с результативностью их профессиональной деятельности. В связи с этим необходима разработка сбалансированной системы показателей результативности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, обеспечивающая как достижение поставленных целей в сфере социального обслуживания, так и создающая стимулы для качественного исполнения должностных обязанностей. Такая система позволит зафиксировать особенности и степень достижения целей, выполнения задач, возложенных на органы государственной власти области, их структурные подразделения, персонал сферы социального обслуживания населения в виде конкретных целевых значений.
В Саратовской области, как и на уровне Российской Федерации, до сих пор четко не выявлены признаки, характеризующие социальных работников как профессиональную группу, не определено однозначно понятие "статус и профессиональная деятельность социального работника". В связи с этим остро стоят вопросы определения статуса, места и роли социального работника в профессиональной структуре общества. Основными мероприятиями по повышению статуса социального работника на уровне региона станет внедрение механизма оказания помощи работникам учреждений социального обслуживания в профессиональном развитии и самоопределении молодежи в выборе профессии социального работника.
Реализация кадрового обеспечения социального обслуживания будет осуществляться по следующим основным направлениям:
разработка стратегии управления развитием профессионализма, которая включает: совершенствование системы подбора, отбора и приема кадров, которая предполагает установление требований к уровню профессионализма и опыта кандидата; определение, планирование и дифференциация потребностей в профессиональном образовании (повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке) кадров; совершенствование системы профессионального образования, создание условий для развития обучения на рабочих местах, создание внутриорганизационных учебных центров: создание условий и гарантий закрепления квалифицированных специалистов, повышения их заинтересованности в профессиональном росте, улучшении качества и результативности труда; соблюдение критериев карьерного роста персонала (ресурсное и информационное обеспечение профессионального развития);
управление профессиональным развитием специалистов социальной сферы, включающее: определение потребностей в профессионально подготовленных кадрах; оценка уровня профессионализма и компетентности кадров; организация переподготовки и повышения квалификации, приобретение новых профессиональных знаний, навыков и умений в ходе адаптации и карьерного роста; учет уровня профессиональной компетентности и качества выполнения должностных обязанностей при стимулировании специалистов; мониторинг реализации требований законодательства в части профессионального дополнительного образования специалистов; исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации: стажировок специалистов социальной сферы; сохранение наиболее квалифицированных и эффективно действующих специалистов в ходе реструктуризации и сокращения кадрового состава; определение показателей эффективности специалистов социальной сферы в соответствии с показателями эффективности их функционирования; совершенствование системы оплаты труда в зависимости от эффективности деятельности специалистов; использование современных методов планирования и организации труда специалистов; освоение передовых организационно-управленческих технологий и кадровой работы; систематизация деятельности специалистов с целью повышения их профессиональной компетентности; формирование мотивации профессиональной деятельности персонала; создание условий для увеличения результативности профессиональной деятельности;
реализация системы мероприятий по повышению статуса социальных работников как профессиональной группы.