Действующий

О Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года

3.1. Обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина


Развитие системы социального обслуживания населения должно быть направлено на предупреждение различных социальных рисков путем предоставления социальных услуг, доступных вне зависимости от места проживания и отвечающих мировым стандартам качества. Созданная система должна являться гарантом социальной безопасности уязвимых групп населения.

Функционирующая в настоящее время система социального обслуживания Саратовской области является двухуровневой и включает в себя: учреждения, не имеющие территориальной принадлежности и оказывающие социальные услуги гражданам вне зависимости от их места проживания, и учреждения, расположенные во всех муниципальных образованиях области, имеющие четкую территориальную привязку и обслуживающие население, непосредственно проживающее на конкретной территории. Учреждения первой группы оказывают стационарные услуги для пожилых и инвалидов, услуги по социальной реабилитации несовершеннолетних, услуги по медико-социальной реабилитации пожилых, услуги для лиц БОМЖ, услуги по реабилитации и обучению инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Учреждения второй группы предоставляют услуги по надомному и социокультурному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов, срочные социальные услуги, профилактические услуги и услуги коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семейным окружением.

В области обеспечена доступность на наиболее востребованные жизнеобеспечивающие социальные услуги. Отсутствует очередность в стационары и на надомное обслуживание для пожилых и инвалидов, полностью реализуется потребность в социальном обслуживании несовершеннолетних и их семей.

Вместе с тем не реализовано в полном объеме право на получение реабилитационных услуг инвалидами. Связано это с неразвитостью территориальных структур оказания реабилитационных услуг, отсутствием отработанных технологий и специально подготовленных кадров.

В перспективе для обеспечения доступности услуг по реабилитации и обучению инвалидов необходимо создать двухуровневую систему оказания реабилитационных услуг инвалидам, в том числе со структурами, работающими с инвалидами непосредственно на территории их проживания.

С учетом старения населения, роста числа одиноких и одиноко проживающих инвалидов старшей возрастной категории вероятен рост спроса на социальные услуги для указанных категорий населения, в первую очередь - на стационарные.

Недопущение очередности на социальные услуги для пожилых и инвалидов будет обеспечено за счет расширения количества стационарных коек в государственных учреждениях социального обслуживания и сети надомного государственного обслуживания, а также за счет демонополизации государства в области предоставления социальных услуг и создания механизмов привлечения частных структур и общественных организаций к выполнению государственного заказа.

Следует отметить, что вместе с созданием комплексной и многофункциональной государственной системы социального обслуживания не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных служб в соответствии с их ценой, количеством и качеством. Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства.

При этом необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и социально ответственного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг, рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. При этом должно быть обеспечено сочетание рыночного механизма и мер государственного регулирования объема и качества предоставляемых социальных услуг. Это тесно связано с защитой прав потребителей социальных услуг, введения института государственного и независимого контроля.

Обеспечение доступности гарантированных социальных услуг, связанных с увеличением их количества, обусловленного демографическими и социальными тенденциями, в перспективе потребует для отрасли значительных дополнительных ресурсов. Обеспечение отрасли дополнительными ресурсами будет достигнуто, в том числе путем ликвидации из системы социального обслуживания ряда функций, напрямую с ним не связанных. В настоящее время функциональные обязанности работников социальной сферы неоправданно расширены. Социальные службы представляют услуги, оказание которых относится к компетенции учреждений других отраслей социальной сферы (лечебно-профилактических, образовательных, культурно-досуговых и прочее). Кроме того, 80 процентов в балансе времени социального работника занимают услуги, относящиеся к сервисам коммерческих организаций, в том числе доставка на дом товаров из магазинов, лекарств из аптек, услуги банно-прачечных комбинатов, оплата коммунальных услуг и иное.

Вместе с тем социальные услуги могут оказываться нуждающимся в них гражданам в учреждениях, не входящих в систему социального обслуживания, в том числе в учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях, учреждениях уголовно-исправительной системы, культурно-досуговых и т.д.

В системе социального обслуживания области внедрены и применяются в работе социальных служб различные инновационные формы и технологии социального обслуживания, Саратовская область является пилотной площадкой по отработке российских и международных инновационных технологий. Вместе с тем отсутствует единый унифицированный подход к методикам и технологиям социального обслуживания. Все это влечет за собой нетехнологичность процесса предоставления социальных услуг. Необходимо обеспечение единообразия подходов и решений при оказании социальных услуг, что будет достигнуто за счет программного инновирования*3 всей системы социального обслуживания.

_____

*3 Инновирование - процесс оптимизации деятельности с целью получения более высокого социального результата путем введения новых видов и способов работы с наименьшими затратами ресурсов.

При определении основных направлений развития системы социального обслуживания необходимо учитывать, что уже сейчас клиенты социальных служб предъявляют новые требования к качеству, ассортименту социальных услуг и к тем учреждениям, где они эти услуги получают.

Качество социальных услуг рассматривается как "возможность добиться желаемых результатов посредством законодательно допустимых методов". Индикаторами оптимального уровня качества оказания услуг являются стандарты.

В настоящее время в отрасли завершается этап стандартизации. Первоочередной задачей является приведение системы социального обслуживания в соответствие со стандартами. Вместе с тем стандартизация социальных услуг не должна оставаться только прерогативой государства, а должна стать обязательной для всех участников рынка.

Процесс стандартизации в долгосрочной временной перспективе предполагает наличие механизма социального реагирования, предусматривающего пересмотр социальных стандартов с учетом роста уровня жизни.

Стандарты формируют основу для контроля качества и являются индикатором необходимости улучшений в системе социального обслуживания. При этом отдельным направлением должна стать система государственного и общественного мониторинга качества оказания социальных услуг.

Усиление адресности социального обслуживания населения - одна из основных задач социальной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Решение указанной задачи включает в себя два основных направления: предоставление социального обслуживания только реально нуждающимся гражданам и предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями клиента.

Необходима четкая регламентация процесса выработки обоснованного решения при приеме граждан на социальное обслуживание на основе единых критериев. Основополагающим в работе с клиентами является индивидуальная оценка нуждаемости гражданина в социальных услугах, включающая разработку реабилитационных мероприятий с учетом характера трудной жизненной ситуации клиента и его собственной мотивации на "возвращение в социум".

На сегодняшнем этапе экономические, политические, демографические перемены в российском обществе, усложнение и рост динамики социальных процессов ведут как к неуклонному количественному расширению групп социального риска, так и качественному усложнению тех трудных жизненных ситуаций, с которыми граждане обращаются в социальные службы.

Указанные тенденции остро ставят вопрос о необходимости коренного пересмотра традиционного подхода к социальному обслуживанию, который опирается на заявительный принцип оказания помощи по ряду причин.

Во-первых, заявительный принцип предполагает, что в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы принять помощь, в то время как остальные, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения люди, на получение социальной помощи рассчитывать не могут.

Во-вторых, работа "по заявлению" предполагает, что трудная жизненная ситуация в жизни обратившегося уже сформировалась в той или иной степени, и ее разрешение требует существенных усилий специалистов, привлечения значительных материальных ресурсов и т.д. При этом возможность работы с этой ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций, оказывается упущенной.

В-третьих, традиционная схема работы ориентирована на локальное преодоление уже имеющихся у гражданина социальных проблем, за помощью в решении которых он обратился, на предоставление клиенту помощи без комплексного учета динамики его состояния, а также имеющихся у человека возможностей преодоления трудной жизненной ситуации самостоятельно.

В-четвертых, заявительной системе присуща слабая направленность на результат, понятие комплексного реабилитационного эффекта проводимой работы, соображения достаточности и необходимости помощи, эффективного использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов долгое время не были развиты.