Совершенствование системы управления общественными финансами является одним из важнейших приоритетов государственной политики Саратовской области. Бюджетная реформа, осуществляемая на протяжении более чем 15 лет на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, планомерно реализуется в Саратовской области в соответствии с целями и задачами по управлению региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
За это время область дважды становилась участником проводимого Министерством финансов Российской Федерации отбора для получения субсидий на реформирование региональных финансов и осуществляла соответствующие мероприятия в рамках принятых региональных программ.
В 2010 году завершилась реализация областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Саратовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - программа реформирования). Ее наиболее значимым результатом стало создание системы контроля качества предоставления гражданам государственных услуг, формирование нормативных правовых и методических основ реструктуризации бюджетной сети для развития конкурентной среды на рынке общественных услуг.
Внедрение в практику бюджетного планирования принципов управления по результатам, формирование рейтинга на основе оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители), а также расширение перечня публикуемых сведений об их деятельности в сфере финансов создали стимулы к более эффективному использованию ими бюджетных средств, повысили заинтересованность ведомств в достижении конечных результатов.
В рамках совершенствования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями области формализована процедура предоставления им бюджетных кредитов, организован мониторинг качества управления муниципальными финансами. Дальнейшее развитие получили также системы управления государственной собственностью и государственным долгом области в части создания дополнительных барьеров, препятствующих неэффективному расходованию бюджетных средств.
Несмотря на очевидные положительные результаты в сфере управления общественными финансами в Саратовской области сохраняется ряд проблем, характерных в целом для бюджетной системы Российской Федерации и требующих принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности деятельности бюджетной сферы и государственного сектора экономики.
Необходимо повысить направленность бюджетного процесса Саратовской области на достижение поставленных целей и задач социально-экономического развития через усиление программной ориентированности бюджета.
Глобальные изменения системы взаимоотношений бюджета с государственными и муниципальными учреждениями предопределены предусмотренной Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" реформой бюджетных учреждений. Необходимо осуществить реструктуризацию всей бюджетной сети в соответствии с новыми типами государственных учреждений. Изменения в механизме их финансового обеспечения требуют пересмотра системы внутреннего финансового контроля, в том числе разграничения функций контроля между финансовым органом и главными распорядителями.
Логического продолжения требует ряд мероприятий, начатых в рамках реализации программы реформирования, достижение запланированных результатов по которым стало невозможным из-за финансовой нестабильности, прежде всего, это переход к трехлетнему бюджету. Кризис обострил проблему нехватки финансовых ресурсов для исполнения установленных социальных обязательств, обусловил рост недоимки по платежам в бюджет, увеличение долговой нагрузки, наращивание кредиторской задолженности.
Необходимостью устранения указанных недостатков и решения приоритетных задач, сформулированных в программе социально-экономического развития Саратовской области на 2011 - 2014 годы, продиктована актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти области.
Важным условием успешного функционирования современной системы управления государственными финансами является использование информационных технологий. В Саратовской области в настоящее время используется комплекс автоматизированных систем, обеспечивающих осуществление бюджетного процесса, однако новые требования бюджетного законодательства диктуют необходимость их модернизации, интегрирования в единую информационную систему управления общественными финансами.
Работа по повышению эффективности бюджетных расходов требует комплексного подхода и тесной координации деятельности всех органов исполнительной власти области, ответственных за проведение экономической, бюджетной и социальной политики, а также взаимодействия с муниципальными образованиями.