настоящая Программа направлена на эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств в интересах сбалансированного стимулирования как предложения, так и спроса на рынке жилья, а также на выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Возможность получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые, в свою очередь, генерируют прибыль и дополнительные налоги.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, а также поддержку отдельных категорий граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах, определенных законодательством, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, имеющим соответствующие права в соответствии с законодательством.
Реализация Программы предусматривается по следующим направлениям:
1. Обеспечение жилищного строительства земельными участками с имеющимися объектами коммунальной инфраструктуры.
2. Снижение административных барьеров в строительстве.
3. Реализация программы развития ипотечного жилищного кредитования с интеграцией в нее мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, специалистов на селе, граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, инвалидов, детей-сирот, а также семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.
4. Поддержка развития коммерческого жилищного строительства в рамках формирования государственного заказа на жилье экономического класса.
5. Привлечение в инфраструктурное развитие отдельных территорий средств государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (прогнозно).
6. Внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий и строительных материалов в жилищном строительстве.
7. Создание эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров строительной отрасли.
По каждому направлению Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы.
Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.
Решение вопросов по направлению "Обеспечение жилищного строительства земельными участками с имеющимися объектами коммунальной инфраструктуры" будет осуществляться в основном путем выполнения мероприятий следующих подпрограмм:
- подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства";
- подпрограмма "Градостроительное планирование развития территорий. Снижение административных барьеров в области строительства";
- подпрограмма "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Содействие применению энергоэффективности в строительстве";
- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
- подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства".
Инвесторам, реализующим в Саратовской области инвестиционные проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, могут быть предоставлены государственные гарантии области за счет средств областного бюджета в качестве обеспечения исполнения обязательств инвесторов по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Для строительства жилья экономического класса в планируемых объемах и снижения стоимости 1 кв. метра необходимо разделение стоимости строительства жилья и стоимости строительства инженерных сетей. Строительство объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться по согласованию организациями коммунального комплекса - сетевыми компаниями с их последующей эксплуатацией.
Окупаемость затрат на строительство объектов коммунальной инфраструктуры достигается путем формирования и утверждения инвестиционных программ развития, взимания с потребителей платы за подключение построенных объектов, а также включения инвестиционной составляющей в надбавку к тарифу на оказание жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционные программы будут коррелироваться с разрабатываемыми и утверждаемыми муниципальными программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В рамках механизма государственно-частного партнерства также планируется апробирование механизма заключения с инвесторами контрактов жизненного цикла. Согласно условиям такого контракта одна сторона - исполнитель инфраструктурного проекта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание, а другая сторона - государство или муниципальное образование оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений), либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе; лечение в медицинском учреждении).
Основным преимуществом контракта жизненного цикла является то, что исполнитель по такому контракту получает деньги только с момента, когда объект предоставлен для публичного использования: не просто сдан в эксплуатацию, а способен реально функционировать.
Стандартные условия контракта предусматривают не только замораживание платежей в тех случаях, когда объект не может использоваться по назначению, но и наложение штрафов на исполнителя за низкие потребительские качества объекта.
Исполнитель заинтересован в быстром строительстве: чем раньше он закончит строительство объекта, тем быстрее начнет получать деньги. Кроме того, исполнитель стремится оптимизировать соотношение цена/качество: если он будет строить плохо, ему придется больше тратить на ремонт.
Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья с 1166 тыс. кв. метров в 2011 году до 1762 тыс. кв. метров в 2015 году позволит за пять лет построить и ввести в эксплуатацию 6979 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений.
Для достижения поставленных задач в Саратовской области имеются все необходимые ресурсы. Комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства ведется в крупных городах области: Саратове, Энгельсе и Балаково. Проекты комплексной малоэтажной жилой застройки реализуются в Саратовском и Энгельсском районах области.
Комплексное освоение территории области в целях жилищного строительства в 2011-2015 годах