Объем и источники | общий объем финансового обеспечения мероприятий подпрограммы составляет 2 512 851,4 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета (прогнозно) - 810 039,2 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1 142 812,2 тыс. рублей, в том числе: на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещении - 151 000 тыс. рублей; на исполнение судебных решений в части денежной компенсации взамен предоставления жилого помещения в виде отдельной квартиры -358 624,8 тыс. рублей; на исполнение решений суда в части социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - 1379,2 тыс. рублей; средства внебюджетных источников (прогнозно) - 560000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | за период реализации подпрограммы планируется построить (приобрести) 96,02 тыс. квадратных метров общей площади жилья, обеспечить жилыми помещениями 3 086 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы | контроль за исполнением подпрограммы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
На 1 января 2005 года в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 6540 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей" областной целевой (комплексной) программы "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы" в качестве ожидаемых результатов реализации предусматривала обеспечение жилыми помещениями 308 граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
За период 2005-2009 годов с помощью действовавшей подпрограммы улучшили свои жилищные условия 210 граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а с учетом реализации мероприятий в 2010 году данный показатель составит более 260 таких граждан.
Таким образом, несмотря на то, что в связи с финансовым кризисом 2008-2009 годов, когда по объективным причинам объемы государственной поддержки были недостаточны, в целом итоги реализации указанной подпрограммы доказали эффективность решения вопросов по улучшению жилищных условий граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, программным методом.
Принятие Закона Саратовской области от 2 августа 2007 года N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" оказало непосредственное влияние на реализацию подпрограммы.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона Саратовской области право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом имеют нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 Закона от 2 августа 2007 года N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области";
граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма до 15 мая 2005 года в органах местного самоуправления области, если они не были обеспечены в установленном порядке жилыми помещениями;
граждане, ранее имевшие статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если нуждаемость в жилом помещении не была выявлена в установленном порядке до достижения ими возраста 23 лет.
С 2008 года по 1 августа 2010 года было обеспечено жилыми помещениями из государственного жилищного фонда области по договорам социального найма 960 граждан указанной категории.
Кроме того, ежегодно на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет приниматься ориентировочно 1500 граждан данной категории.
С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут предоставляться благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Саратовской областной Думой 25 июля 2012 года принят Закон Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступает в силу с 1 января 2013 года), определяющий порядок и условия однократного предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений; Закон Саратовской области от 2 августа 2007 года N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" признается с 1 января 2013 года утратившим силу.
Срок действия договора найма жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда области, заключенного в соответствии с Законом Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания названным лицам, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания названным лицам, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с вышеуказанными лицами, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения по договорам найма специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Принятие подпрограммы обусловлено необходимостью непрерывного обеспечения прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище.
2. Цель и задачи подпрограммы, сроки ее реализации
Целью подпрограммы является государственная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачами подпрограммы являются: