Действующий

О долгосрочной областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2011-2013 годы (с изменениями на 31 декабря 2013 года)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из наиболее острых и тревожных социальных проблем современности является злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, нарастающие темпы наркотизации населения. Противодействие наркомании и наркопреступности в последнее время приобретает все большую актуальность. Негативные последствия распространения этого зла вынуждают рассматривать данную проблему не только как уголовно-правовую, но и как общесоциальную.

Обращая внимание на общероссийские статистические данные, особую тревогу вызывает значительный рост злоупотребления наркотическими средствами опийной группы. Суммарная доля лиц, употребляющих опиаты, составляет почти 90 процентов от общего количества наркозависимых в России.

В феврале 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему "О причинах и последствиях "Афганского наркотрафика" для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии". В ходе обсуждения данного вопроса прозвучала информация о том, что основной причиной интенсивного расширения российского опийного рынка является увеличение объемов поступления наркотиков этой группы из Афганистана. В современном мире Афганистан является абсолютным лидером по производству наркотиков опийной группы (более 93 процентов мирового уровня). В Россию через страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан), по некоторым оценкам, может поступать до 35 процентов от общего количества произведенных в Афганистане опиатов. Рост поступления в Россию наркотиков из Афганистана усугубляет проблему наркотизации общества, что становится серьезным фактором ухудшения демографической ситуации и разрушения генофонда нации.

Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье нации, объемные негативные социально-экономические последствия несопоставимы с предпринимаемыми сегодня мерами, в том числе и финансовыми, по ее пресечению, организации профилактики и лечения наркоманов.

Сложившееся положение явилось следствием недооценки тяжести последствий увлечения молодежи употреблением наркотических средств и психотропных веществ, открытости значительной части государственной границы по линии раздела с государствами, ранее входившими в состав СССР, способствующей включению России в сферу интересов международной наркомафии, целенаправленной деятельности преступных сообществ, некоторых зарубежных спецслужб, политических и иных сил, прежде всего экстремистской направленности, по ослаблению регионов России, использованию ее территории, потенциала, ресурсов и граждан России в своих интересах, недостатков в деятельности правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов, социальной сферы, углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость, недостаточной и неэффективной пропаганды вреда, наносимого здоровью наркотиками.

Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, обеспечивающих на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.

Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). Основными задачами Стратегии являются: снижение спроса на наркотики, ликвидация предложения наркотиков и повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества. Также абсолютным приоритетом, безусловно, является и профилактика наркомании. В соответствии со Стратегией руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, субъектами антинаркотической деятельности являются: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

При разработке Программы учтены положения вышеназванной Стратегии (часть дополнительно включена постановлением Правительства Саратовской области от 10.08.2011 N 414-П).