Настоящая Программа разработана с целью реализации основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.
Исследования Института развития информационного общества показали, что существенным условием успешного использования информационно-коммуникационных технологий для развития субъектов Российской Федерации и решения на этой основе социально-экономических задач является наличие в регионе комплексной программы информатизации.
Необходимость формирования и реализации областной целевой программы развития и использования информационно-коммуникационных технологий (информатизации) также обусловлена тем, что процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая многие сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение такого рода задач требует длительного времени, целевого выделения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Таким образом, практическая реализация принципов государственной политики в сфере информатизации Саратовской области должна осуществляться на основе системного подхода к созданию региональных информационных систем и программно-целевых методов управления процессами развития информатизации в регионе.
Как показали в конце 2009 года итоги международной конференции "Региональная информатизация. Стратегические приоритеты", в Саратовской области реализуются либо находятся на этапе предпроектного обследования все ключевые проекты в сфере региональной информатизации. Область является пилотным регионом по внедрению ряда типовых информационных систем. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития области.
В результате реализации областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы" на территории области заложен фундамент формирования развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и реализованы следующие крупные проекты в сфере информатизации:
- завершен первый этап создания областной системы межведомственного электронного взаимодействия;
- сдана в опытную эксплуатацию автоматизированная информационная система управления кадрами, обеспечивающая автоматизацию и повышение эффективности деятельности кадровых подразделений органов исполнительной власти Саратовской области и управления кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области;
- на базе типового программного обеспечения запущен в промышленную эксплуатацию реестр и портал государственных услуг Саратовской области, обеспечивающие представление информации о государственных услугах Саратовской области в сети Интернет;
- созданы три центра обработки данных: Правительства области, министерства здравоохранения области и министерства социального развития области;
- в министерстве экономического развития и торговли области внедрена автоматизированная информационно-аналитическая система "Прогнозирование социально-экономического развития региона на основании единой базы данных показателей и индикаторов", обеспечивающая построение прогнозов социально-экономического развития области;
- осуществлено развитие единой системы электронного документооборота и делопроизводства Правительства области;
- обеспечена лицензионная чистота программного обеспечения, используемого Правительством области.
В 2007 году указанная программа была отнесена Институтом развития информационного общества к семи лучшим региональным программам в сфере информатизации. В частности, Институтом отмечен архитектурный подход в построении электронного правительства, декларируемый программой, что является важной предпосылкой эффективной реализации подобных программ.
Однако в связи с недостаточностью финансовых средств финансовое обеспечение программы в 2009-2010 году было сокращено более чем на 60 процентов относительно первоначально запланированных объемов, в том числе финансирование программных мероприятий в 2010 году сокращено более чем на 75 процентов (в 4 раза). Следствием этого стало более чем двукратное сокращение перечня программных мероприятий и целевых показателей программы и недостаточно высокие итоговые значения целевых показателей реализации программы.
Комплексный анализ состояния информатизации органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области позволил выявить недостатки, снижающие эффективность развития и применения информационных технологий, как следствие, снижающие эффективность работы органов власти, замедляющие темпы социально-экономического развития и создающие серьезные препятствия для повышения качества жизни населения Саратовской области:
- отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между существующими информационными ресурсами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Дублирование и противоречивость сведений об одном и том же объекте в различных информационных ресурсах;
- не соответствующая современному мировому уровню степень использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и медицинском обслуживании населения области;
- отсутствие в учреждениях культуры области необходимых условий для осуществления перевода музейных и библиотечных фондов в электронный вид и работы с электронными фондами;
- отсутствие ведомственных систем обеспечения деятельности в органах исполнительной власти области;
- необходимость обновления парка компьютерной техники и оргтехники, серверного и коммуникационного оборудования в ряде органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждениях для обеспечения технической возможности внедрения информационных систем масштаба области;
- недостаточное количество рабочих мест систем электронного документооборота, отсутствие у 25 процентов сотрудников органов исполнительной власти области широкополосного доступа в сеть Интернет.
(часть исключена постановлением Правительства Саратовской области от 01.07.2011 N 332-П, см. предыдущую редакцию).
Комплексный анализ состояния процедур предоставления государственных и муниципальных услуг позволил выявить ряд вызовов и угроз, препятствующих успешному формированию эффективного электронного правительства:
формальное участие представителей бизнеса и гражданского сообщества в разработке и экспертизе административных регламентов, излишняя бюрократизированность процедур изменения документов, затрудняющая их размещение и поддержание в актуальном виде в государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
недостаточная информированность и оформленность процедур взаимодействия власти, бизнеса и отдельных граждан в части осуществления контроля и надзора, предоставления необходимых и обязательных услуг, в том числе на платной основе учреждениями и негосударственными организациями, создающая, с одной стороны, основу для злоупотреблений и необоснованных поборов, с другой, резко снижающая оценку качества деятельности всех уровней власти;
отсутствие эффективных механизмов мониторинга и обратной связи, позволяющих оперативно выявлять и устранять наиболее проблемные места во взаимодействии органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан (в том числе инструментов независимой оценки);
неразвитость альтернативных вариантов (схем) предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающих возможность недистанционного доступа к государственным и муниципальным услугам с минимальным участием заявителя и максимально комфортными условиями.