Недействующий

О долгосрочной областной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года" (с изменениями на 31 декабря 2013 года)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Для решения проблемы экономии энергоресурсов на территории области используется программный метод. В 1998 и в 2005 годах были приняты и реализованы Губернаторская программа "Энергосбережение Саратовской области на 1998-2005 годы" и областная целевая программа "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы, в которых получили развитие следующие направления:

реконструкция котельных, оборудованных изношенными котлами, модернизация систем теплоснабжения, включая децентрализацию с установкой автономных источников теплоснабжения;

реконструкция тепловых сетей с использованием современной теплоизоляции;

модернизация систем наружного освещения;

внедрение частотного регулирования производительности насосных агрегатов в системах водоснабжения;

оснащение потребителей приборами контроля и системами учета энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы, жилищном фонде.

Общий объем финансирования только из областного бюджета за период 1999-2009 годов превысил 500000 тыс. рублей. От проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве области экономия топливно-энергетических ресурсов составила 820 тыс. тонн условного топлива.

Однако мероприятия по энергосбережению носили локальный характер и были направлены на предупреждение аварийных ситуаций. Настоящая Программа в отличие от программ предыдущих лет направлена на системную работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при модернизации отраслей экономики области.

Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.

Мероприятия Программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики Саратовской области и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения Саратовской области. Важными результатами энергосбережения должны быть обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении) и удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Вместе с тем в настоящее время для Саратовской области очевидны следующие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:

значительный износ основных фондов до 60 процентов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;

значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;

несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;

низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;

отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;

нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.

Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надежности, безопасности и доступности, высокую энергоемкость регионального продукта.

Реализация мероприятий Программы в Саратовской области направлена на расширение и активизацию деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности, вовлечение в этот процесс и поддержку инициатив муниципальных структур, всех слоев населения и хозяйствующих субъектов, внедрение и распространение на местах практики комплексного и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Мобилизация средств на одностороннее увеличение энергетических мощностей влечет за собой повышение внутренних цен на энергию за пределы порогов платежной способности потребителей, снижение экономической доступности энергии и, как следствие, торможение экономического роста. Растущие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.

Саратовская область располагает техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40 процентов от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 4,52 млн тонн условного топлива далее - (т у.т.) в год. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

Энергоемкость ВРП Саратовской области в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в большинстве развитых стран. Уровни энергоемкости производства промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5-4 раза. Удельный расход энергии на отопление 1 м2 площади жилых зданий в 2000-2008 годах практически не изменился и (при приведении к сходным климатическим условиям) оставался в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.

При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию проектов строительства новых объектов. Опыт их реализации показал, что ограничения на подключение новых потребителей к сетям и недостаточное оснащение инфраструктурой новых строительных площадок сдерживают жилищное и промышленное строительство. Без повышения эффективности использования энергии и повышения нагрузки неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением строительства новых объектов будут только усугубляться.

Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения нагрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.

Низкая энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и снижает финансовую стабильность. Расходы консолидированного бюджета Саратовской области на жилищно-коммунальное хозяйство выросли с 4,39 млрд рублей в 2007 году до 5,5 млрд рублей в 2009 году, а на 2010 год было запланировано 5,7 млрд рублей. Около четверти расходов как бюджета региона, так и местных бюджетов уходит на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых неэффективными коммунальными системами для общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.

Низкая энергоэффективность снижает экологическую безопасность региона, порождает высокий уровень загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов, наносит огромный вред здоровью населения. В 2006-2009 годах выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выросли на 5 процентов, а от автотранспорта - на 18 процентов. Ущерб для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха оценивается в 3-8 процентов от валового регионального продукта. Это является одной из причин высокой смертности населения. Доля топливно-энергетического комплекса в суммарных выбросах вредных веществ промышленностью области составляет 48 процентов, в том числе жидких и газообразных - 56 процентов, в сбросе загрязненных сточных вод - 23 процента. Экологическая составляющая становится важным критерием определения направлений и механизмов экономического развития региона.

Выход Саратовской области на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции требует кардиального повышения производительности использования всех факторов производства, включая энергию.