Это направление реализуется за счет мероприятий, согласованных в рамках долгосрочных (5-10 лет) целевых соглашений Правительства Российской Федерации с государственными компаниями, контролирующими трубопроводный и железнодорожный транспорт, а также за счет реализации типовых технических мероприятий по модернизации и замене парка транспортных средств, внедрению методов энергоэффективного вождения и развитию транспортной инфраструктуры городов и логистики.
При разработке целевого соглашения используются результаты энергетических аудитов, которые проводятся 1 раз в 5 лет на всех объектах транспорта, у которых годовые затраты на энергоснабжение превышают 10 млн рублей.
Транспортировка газа
Удельный расход на транспортировку природного газа по трубопроводам должен сократиться с 28,2 кг у.т./млн м3-км в 2007 году до 25,0 кг у.т./млн м3-км в 2020 году, в том числе за счет оптимизации технологических режимов, модернизации или замены старых силовых агрегатов и компрессоров с КПД 24-28 процентов на новые с КПД 32-36 процентов, установки систем "улавливания" утечек газа при неработающих компрессорах, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для компрессорных установок непрерывного действия), совершенствования технического обслуживания клапанов и поверхностей трубопроводов, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для компрессорных установок периодического действия), установки уплотнителей на поршневые компрессоры, установки сепараторов на резервуары попутного газа и замены оборудования компрессорных станций, применения газодетандерных установок, преобразующих имеющиеся перепады давления на газораспределительных станциях, повышение степени утилизации тепла технологических потоков.
Транспортировка нефти
Снижение удельного расхода на транспортировку нефти по трубо-проводам с 1,75 кг у.т./тыс.т-км в 2007 году до 1,2 кг у.т./ тыс.т-км в 2020 году, на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам с 3,2 кг у.т./тыс.т-км в 2007 году до 1,6 кг у.т./тыс.т-км в 2020 году. Получение экономии энергии на трубопроводах сырой нефти и нефтепродуктов будет обеспечено путем реконструкция объектов нефтепроводов, установки современных насосов, повышения качества внутренней поверхности трубопроводов, за счет перекладки изношенных участков трубопроводов с сокращением аварийности, вызывающей как потери нефти в результате ее разлива из поврежденного нефтепровода, так и загрязнения почв и рек углеводородами, сокращения потерь нефти, внедрения автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов, широкого внедрения установок улавливания легких фракций и др.
Железнодорожный транспорт
Удельный расход на электротягу поездов железных дорог должен сократиться с 12 кг у.т./10 тыс.ткм брут в 2007 году до 10,0 кг у.т./10 тыс.ткм брут в 2020 году, а удельный расход тепловозов и дизельпоездов должен сократиться с 62,2 кг у.т./10 тыс. ткм брут в 2007 году до 40,0 кг у.т./10 тыс.ткм брут в 2020 году. Экономия топливно-энергетических ресурсов будет получена за счет замены изношенного парка оборудования на электровозы нового поколения со сниженным аэродинамическим сопротивлением, уменьшенной массой поездов, рекуперативного торможения и более эффективной тяги, применения более эффективных технологий управления и диспетчеризации и информационных технологий, замены биметаллических подвесных тросов на медные, применения параллельного секционирования, строительства дополнительных тяговых подстанций, ремонта железнодорожных путей и строительства высокоскоростных магистралей.
Автомобильный транспорт
В автомобильном транспорте реализуется типовые технические мероприятия:
обновление парка легковых автомобилей на основе приобретения с 2012 года новых автомобилей с наилучшими показателями выбросов СО2 и (или) топливной экономичности на 100 км пробега (по сравнению со средними показателями выпускаемых легковых автомобилей);
обновление парка грузовых автомобилей и автобусов на основе введения с 2015 года стандартов на наилучшие показатели выбросов СО2 и (или) топливной экономичности на 100 км пробега новых грузовых автомобилей и автобусов по классам грузоподъемности и вместимости (по сравнению со средними показателями выпускаемых грузовых автомобилей);
внедрение газодизельных автомобилей и спецтехники на сжатом природном газе;
компенсация покупателям гибридных легковых автомобилей и автомобилей с объемом двигателя до 1 л и на этой основе увеличение доли гибридных и малолитражных автомобилей;
организация курсов по эффективному вождению (обязательное введение в программы автошкол предмета "Энергоэффективное вождение" начиная с 2011 года), обязательная переподготовка водителей автобусов и грузовых автомобилей раз в 5 лет;
применение интегрированного подхода к планированию работы транспорта (перспективный городской план работы транспорта), что позволит снизить показатель среднего пробега автомобилей.
За счет реализации этого комплекса мер на транспорте годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 году - 0,015 млн т у.т., к 2020 году - 0,1 млн т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2011-2015 годах - 0,35 млн т у.т.; в 2011 годах - 0,8 млн т у.т. (часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 04.07.2013 N 326-П, см. предыдущую редакцию)