В условиях финансового кризиса 2008-2009 годов усилилась тенденция коммерциализации средств массовой информации. Мнения экспертов в области журналистики свидетельствуют о жесткой конкуренции в средствах массовой информации значимых тем с материалами развлекательного характера. В этих условиях значительная доля газетной площади и эфира отдается материалам, позволяющим получать доход, носящим скандальный или развлекательный характер, рассчитанным на непритязательный уровень восприятия потребителей. Общественно-политические издания стали в экономическом плане более уязвимыми. В последнем аналитическом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития" 2009 года отмечалось, что при общем увеличении доходов от рекламы прессы на 9,5 процентов в 2008 году по сравнению с 2007 годом общественно-политические еженедельные газеты снизили этот показатель на 17 процентов. Кризис создал дополнительные проблемы для СМИ общественно-политической тематики в виде снижения поступлений от рекламы, сокращения объемов изданий, их розничных продаж, и, как следствие, сокращение штатов и расходов. В трудном положении оказались прежде всего ежедневные газеты, как самые трудоемкие и затратные в производстве. Основная масса экспертов прогнозирует падение рынка рекламы в диапазоне от 5 процентов роста до 30 процентов.
Очевидно, что в ближайшие годы ситуация для медиа-отрасли не будет благоприятной и потребует от участников рынка усилий по качественной и технологической перестройке, а от государственных структур - развития практики партнерских отношений со средствами массовой информации и защиты государственных интересов в информационной сфере.
Тиражи так называемой "желтой" прессы, ориентированной на сенсации и светскую хронику, в несколько раз превышают тиражи государственных и муниципальных изданий. Общий разовый тираж двух лидеров в информационно-развлекательной нише Саратовской области ("Жизнь. Саратов", "Родной город") составляет 85 тысяч экземпляров, тогда как общий разовый тираж двух официальных областных изданий ("Саратовская областная газета", "Неделя области") - 13 тысяч экземпляров. Соотношение 6-кратного превышения первых не меняется последние 3 года.
Необходимо учитывать также, что для российского рынка характерна ситуация, когда большая доля медийного рынка распределена между крупнейшими финансово-промышленными группами (далее - ФПГ). Причем в последние годы наблюдается активизация процесса консолидации медиа-активов в руках крупных российских ФПГ, так как является выгодным вложением капиталов, поскольку рост рынка составляет 20-25 процентов в год. Это увеличивает информационное влияние ФПГ. В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития" за 2008 год констатируется существование "многих нерыночных факторов взаимодействия по линии владелец - издатель - читатель" и влияние этих факторов на контент издания.
Такая ситуация не может не сказываться на отношении населения к качеству размещаемой в СМИ информации. По данным общероссийского социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 26-27 декабря 2009 года, каждого третьего опрошенного (33 процента) не устраивает содержание современных СМИ. В представлениях о роли СМИ доминирует мнение, согласно которому они дают нам важную информацию и должны прививать нравственные ценности (48 процентов). Такой точки зрения придерживаются, как правило, 45-59-летние респонденты и жители малых городов (по 52 процента). 35 процентов опрошенных считают, что СМИ служат для развлечения и получения информации в легкой и доступной форме - в первую очередь, так считают россияне моложе 44 лет (41-43 процента), жители столиц и крупных городов (40-42 процента).
По данным опроса, проведенного 21-25 сентября 2007 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр), за последние годы отношение россиян к СМИ стало жестче. 16 процентов считают, что информация по телевидению искажает события, происходящие в мире, а 13 процентов уверены, что журналисты манипулируют сознанием людей. Причем с течением времени отношение к газетам и журналам у россиян становится все более скептическим. 21 процент респондентов ответили, что за последние несколько лет СМИ стали нравиться им все меньше. Для сравнения: в опросе 2002 года этот показатель составлял всего 15 процентов.
В исследовании ВЦИОМ 2007 года приводятся факты о том, что около 30 процентов опрошенных россиян считают государство в лице различных органов власти ответственным за определение повестки дня в СМИ, хотя почти 40 процентов констатирует, что занимаются этим вопросом прежде всего собственники СМИ. При этом 40 процентов респондентов считают, что СМИ должны быть исключительно государственными, другие занимают более компромиссную позицию, полагая, что частично СМИ должны быть государственными, а частично - частными (38 процентов).
Таким образом, анализ ситуации в информационной сфере свидетельствует о том, что подготовка и размещение материалов в средствах массовой информации, направленных на решение государственных задач, нуждается в соответствующей поддержке со стороны государства. Практически каждая задача, решаемая органами государственной власти области сегодня, требует грамотной информационно-разъяснительной работы, эффективного взаимодействия со средствами массовой информации. Своевременное и полное информирование обеспечивает вовлечение и непосредственное участие населения во всех реформах и государственных проектах, отчего во многом зависит их успех.
В ходе реализации аналогичных программ в 2004-2009 годах накоплен положительный опыт реализации модели эффективного взаимодействия органов государственной власти области со средствами массовой информации в целях информационного сопровождения реформ, освещения экономических процессов, происходящих в области, реализации приоритетных национальных проектов, пропаганды здорового образа жизни, патриотического воспитания, охраны семьи и детства. Активно реализуемыми проектными линиями стали новостные и аналитические программы, в рамках которых осуществлялось освещение деятельности органов исполнительной и законодательной власти области, общественных инициатив. Программы позволили обеспечить информирование населения о первоочередных действиях органов власти области в период кризиса, оперативных решениях органов государственной власти области, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в области и недопущение нарастания социальной напряженности.
Показатели реализации программы в 2004-2010 годах (таблица 1) свидетельствуют об успешном выполнении задач программы, в том числе обеспечении информации о деятельности органов государственной власти области и решении приоритетных проблем на территории области, развитии конкурентной среды в процессе участия СМИ в конкурсе информационных проектов на лучшее освещение значимых тем. Конкурс приобретает все большую популярность среди средств массовой информации, количество его участников неуклонно растет и составляет, по оценкам экспертов, не менее половины от всех регулярно выходящих СМИ общественно-политической направленности. Количество конкурсных проектов, участвующих в конкурсе, возросло за 5 лет в 4 раза.
Увеличивается и число СМИ - исполнителей Программы. В реализации Программы участвуют разнообразные виды средств массовой информации с разной территорией распространения: электронные и печатные, районные, областные и межрегиональные. В последние годы активно привлекаются Интернет-издания. Аналитики международной корпорации IDC прогнозируют, что в 2012 году число ежедневных пользователей Интернета превысит 30 процентов населения. Учитывая рост возможностей Интернета, посещаемости сайтов печатных изданий, ежегодного увеличения количества Интернет-СМИ и их популярности, целесообразно расширение поддержки информационных проектов Интернет-ресурсов. В Программе предусматривается увеличение доли финансовой поддержки Интернет-проектов с 2,4 процента от объема выделяемых бюджетных средств в 2010 году до 3,4 процента в 2013 году.
(часть с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 29.01.2013 N 35-П, см. предыдущую редакцию).
С 1 января 2010 года задача обеспечения информационной открытости органов государственной власти области и местного самоуправления регулируется вступившим в силу Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В 2009 году на территории Саратовской области принят Закон области "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Саратовской области". Программа является одним из механизмов, направленных на решение задачи повышения информационной открытости органов государственной власти области.
Программа обеспечивает информационное сопровождение исполнения органами государственной власти области на территории области своих полномочий и функций и решения государственных задач. Применение программно-целевого метода диктуется необходимостью межведомственной координации при реализации государственных информационных задач в связи с объединением усилий органов власти для повышения эффективности информационно-разъяснительных кампаний.
В рамках текущей деятельности органов исполнительной власти области задачу информационного сопровождения в полном объеме решить невозможно в связи с общей финансово-экономической ситуацией и практическим отсутствием средств, которые органы исполнительной власти области могли бы направить на организацию информирования. Ресурс безвозмездного взаимодействия со СМИ достаточно ограничен и соответствует, по оценкам экспертов, не более 30 процентов от общего объема открытой информации.
Разработка и исполнение программных мероприятий требуют эффективного межведомственного взаимодействия и координации усилий при подготовке тематического контента, аналитических материалов, освещения областных мероприятий, событий федерального уровня, антикризисных мер Правительства области, оперативных действий органов власти области в чрезвычайных ситуациях.
Тематические направления и перечень мероприятий сформированы с учетом информационных потребностей органов государственной власти области, которые выступают активными партнерами средств массовой информации в ходе реализации информационных проектов, инициируя освещение важнейших вопросов, событий, решений, имеющих высокую значимость, а также выступая в качестве источника официальных комментариев и экспертных оценок по самым насущным для жителей области проблемам. Программой на 2011-2013 годы предусмотрены значительные изменения содержательного аспекта программных направлений информационных проектов. Тематические направления разработаны на основе предложений профильных министерств и ведомств области с учетом межведомственного характера общих задач органов власти области, что позволяет существенно улучшить содержательные характеристики реализуемых проектов. Новизна структуры и содержания направлений реализации новой Программы состоит в том, что в отличие от предыдущей Программы, темы нацелены не на решение узкопрофильных вопросов, а на реализацию общих для различных ведомств задач, например, процесса модернизации и внедрения инноваций, улучшение качества услуг населению во всех сферах жизнедеятельности, преодоление кризисных явлений в экономике. Темы обусловлены требованиями задач информационного характера в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, рекомендациями и поручениями Правительства Саратовской области в сфере информационного обеспечения. Программа отражает новый подход в организации информационного сопровождения Правительства области, аккумулируя задачи информационного характера многих областных целевых программ. Такое решение нацелено на сосредоточение бюджетных средств и использование универсальных механизмов при реализации информационных задач, что предполагает рост эффективности расходов.
Программа предполагает выделение в отдельную категорию с закреплением объема финансирования проекты, направленные на детскую и молодежную аудитории с целью воспитания патриотизма, гражданственности, духовного и нравственного развития, формирования толерантного сознания, противодействия распространению среди детей и молодежи наркомании, алкоголизма и табакокурения. Отдельно выделено тематическое направление по мерам обеспечения безопасности жизни населения. Новое направление - социальная реклама - позволит использовать этот способ информирования населения области для эффективного продвижения достижений области и решения других информационных задач.
В новой Программе планируется расширить меры, направленные на повышение эффективности информационного сопровождения деятельности органов государственной власти области, дополнив их тематическими семинарами для специалистов по связям с общественностью. Возможности Программы дополнены такими формами работы, как социальная реклама и поддержка мероприятий, направленных на стимулирование развития социальной журналистики в области. В ходе реализации Программы предлагается усилить взаимодействие с профессиональными общественными организациями и при их участии организовать серию "круглых столов", посвященных вопросам соблюдения профессиональной этики, повышения профессионального уровня журналистских работ.
Программа предусматривает выделение на конкурсной основе средств областного бюджета на реализацию информационных проектов, осуществляемых на долевых началах. Сумма привлеченных внебюджетных средств составит не менее 50 процентов от уровня бюджетных ассигнований. Предусматриваемый Программой механизм выделения бюджетных средств на реализацию информационных проектов наиболее адекватно соответствует поставленным задачам. Задача эффективного информационного сопровождения в большинстве случаев решается веерно, с привлечением к освещению одной темы нескольких медиа-ресурсов одновременно. Тогда как закупка услуг СМИ для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предполагает лишь одного победителя по каждому виду услуг и не учитывает их качественных параметров в полном объеме. Кроме того, строгие сроки конкурсных процедур лишают информационные услуги оперативности, а значит, во многом, и смысла.
Программа позволяет привлекать для решения поставленных задач значительные внебюджетные средства. В ходе реализации аналогичной программы в 2009 году на освещение значимой тематики удалось привлечь 31794,3 тыс. рублей внебюджетных средств - средств редакций СМИ, что составило 153,8 процента от предусмотренного в Программе.