Недействующий

Об утверждении программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (с изменениями на 10 октября 2012 года)

3.2. Риски реализации Программы и разработка мероприятий по их снижению
(подраздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области
от 20.09.2010 N 430-П, см. предыдущую редакцию)


Для Саратовской области наиболее вероятными рисками являются отказ работодателей от трудоустройства участника Программы после его приезда, необеспеченность жильем, высокий размер процентной ставки по ипотечным кредитам, несоответствие (неполное соответствие) квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места, попадание переселенцев в категорию безработных, риск межнациональной напряженности. Также в число возможных рисков могут входить - фактическая заработная плата ниже заявленной работодателем, нежелание переселенца трудоустраиваться на предварительно подобранные рабочие места или желание трудоустроиться на вакансии, которые отсутствуют.

Работа по снижению рисков будет проходить на протяжении всего времени реализации Программы.

Наименование рисков

Возможности их снижения

Ответственные исполнители

Отказ работодателя от трудоустройства переселенца после его приезда

условия Программы по трудоустройству -самостоятельный выбор. Проекты переселения подразумевают широкий спектр приложения труда, учитывая развитость разноплановых направлений деятельности, заложенных при формировании территорий вселения (от возможности устройства на работу по найму до открытия своего бизнеса);

приезд участника Программы отдельно от семьи, трудоустройство, после истечения испытательного срока (до 3-х месяцев) вызов семьи на территорию вселения;

предоставление в анкете переселенца, направляемой в Саратовскую область до получения статуса соотечественника, намерений по участию не менее, чем в двух инвестиционных проектах (как реализуемых организациями области, так и находящихся в стадии проектировок);

подписание Соглашения о намерениях по приему и трудоустройству соотечественника, проживающего за рубежом, между работодателем, администрацией муниципального района (образования) территории вселения и уполномоченным органом;

предусмотренные в регламенте Программы уточнения и дополнения по мере поступления информации не реже чем один раз в полгода в основном будут касаться вопросов трудоустройства. Планируется, что после первого этапа реализации Государственной программы, широкого освещения ее результатов заинтересованность организаций по приему соотечественников значительно возрастет. Предложения в областную службу занятости будут более масштабны и будут включать вакансии, в том числе по приему на работу специалистов, как среднего, так и высшего звена

работодатели (по согласованию), администрации муниципальных образований территорий населения (по согласованию), ГУ ЦЗН территорий вселения

Необеспеченность жильем

включение в Программу в приоритетном порядке таких рабочих мест, где предусматриваются какие-либо схемы жилищного обустройства, или уровень заработной платы по ним дает возможность найма временного жилья;

условия Программы по жилищному обеспечению для каждого проекта переселения дифференцированы в зависимости от территорий вселения:

организациями-работодателями предлагается жилищное размещение на условиях договора аренды;

по проектам, территориями вселения которых являются крупные города области, - самостоятельный выбор Причем проекты переселения по ним формировались, исходя из перспектив активной жилищной застройки, в том числе в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье" в том числе с возможностью самостоятельной застройки по проектам малоэтажного индивидуального строительства;

критериями отбора претендентов на участие в проектах является наличие денежных средств у соотечественника на первоначальный взнос по ипотечной схеме приобретения (строительства) жилья;

организация сотрудничества на договорной основе между работодателями, принимающими соотечественников, кредитными организациями и исполнительными органами власти области или муниципального образования (района);

создание системы предоставления субсидий на оплату первоначального взноса гражданам, приобретающим жилье с помощью банковских кредитов;

повышение дисциплины строительных организаций в части соблюдения условий строительства (сроки, стоимость), в том числе и путем контроля со стороны органов исполнительной власти области;

повышение информированности населения об ипотеке. Создание справочных служб по вопросам ипотеки, регулярное и полное информирование населения о кредитах на покупку жилья через средства массовой информации;

заблаговременная проработка нескольких вариантов временного размещения переселенцев;

обязательное отражение в памятке переселенца условий временного найма и стоимости проживания семьи, условий приобретения постоянного жилья;

содействие переселенцам по участию в реализации областных жилищных программ

работодатели (по согласованию), администрации муниципальных образований территорий вселения (по согласованию), уполномоченный орган, ГУ ЦЗН территорий вселения,

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, кредитные организации (по согласованию)

Сравнительно большая обеспеченность переселенцев жильем и более легким доступом к прочим объектам инфраструктуры по сравнению с гражданами Российской Федерации

Программой не предусмотрены отдельные преференции участникам Программы, кроме организационных, по сравнению с гражданами Российской Федерации

Несоответствие (неполное соответствие) квалификации переселенца требованиям вакантного рабочего места

тщательный отбор участников Программы (определение четких критериев отбора участников Программы);

подбор альтернативных вариантов подходящей работы по заявленным в службу занятости населения вакансиям

уполномоченный орган, работодатели (по согласованию), администрации муниципальных образований территорий вселения (по согласованию), ГУ ЦЗН территорий вселения

Попадание переселенцев в категорию безработных

включение переселенца в программы профессиональной и социальной адаптации;

организация через службу занятости населения повышения квалификации под требования запланированного для трудоустройства рабочего места (по договору с работодателем);

организация через службу занятости населения профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда (под конкретное рабочее место по договору с работодателем);

содействие трудоустройству переселенцев после окончания реализации проекта;

расселение участников Программы преимущественно в местах с низким уровнем безработицы и на территориях с предполагаемым строительством новых производственных объектов

уполномоченный орган, работодатели

(по согласованию),

администрации

муниципальных

образований территорий вселения

(по согласованию), ГУ ЦЗН территорий вселения

Предоставление переселенцам "стартовых" условий и предоставление социальных гарантий, превышающих по уровню те, что имеют граждане Российской Федерации

Программой не предусмотрены отдельные преференции переселенцам-соотечественникам (кроме организационных) по предоставлению социальных и других гарантий по сравнению с гражданами Российской Федерации

Риск возрастания нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления переселенцу дополнительного перечня услуг, сверх предусмотренного компенсационным пакетом (дополнительных средств на обустройство, например, жилье)

нагрузка на бюджетную систему не ожидается в связи с планируемым объемом переселенцев ниже объемов естественной убыли населения Саратовской области (средняя убыль в год - более 10 тыс. человек, миграционный приток -около 2 тыс. человек). Программой не предусмотрены отдельные преференции переселенцам-соотечественникам (кроме организационных), в том числе по жилищному обустройству по сравнению с гражданами Российской Федерации

Обособление переселенцев, создание замкнутых этно-социальных групп

среднее количество ежегодно пребывающих переселенцев-соотечественников по проектам переселения составит около 0,04 процента от общего числа старожильческого населения; Программой не предусмотрена компактная жилищная застройка для переселенцев-соотечественников. Приобретение (строительство) жилья происходит на общих -основаниях с гражданами Российской Федерации

Рост

межнациональной напряженности

политикой Государственной программы является присвоение статуса "соотечественника" только лицам, отождествляющих себя с культурными традициями России, для которых русский язык является родным языком, языком общения;

для Саратовской области характерно толерантное отношение населения к представителям других национальностей, религий и культур;

Правительство Саратовской области проводит целенаправленную политику по воспитанию уважения, принятия и понимания многообразия культур, вероисповеданий, способов самовыражения и проявления индивидуальности и укреплению этих тенденций через взаимодействие с общественными, национально-культурными объединениями области;

медицинское обследование переселенцев, осуществление строгого санитарного контроля в местах временного проживания

комитет общественных

связей и национальной

политики области,

уполномоченный орган,

работодатели

(по согласованию),

администрации

муниципальных

образований территорий

вселения

(по согласованию), ГУ ЦЗН территорий вселения

Фактическая заработная плата ниже заявленной работодателем

предоставление в анкете переселенца, направляемой в Саратовскую область до получения статуса соотечественника, намерений по участию не менее, чем в двух инвестиционных проектах (как реализуемых организациями области, так и находящихся в стадии проектировок); подписание Соглашения о намерениях по приему и трудоустройству соотечественника, проживающего за рубежом, между работодателем, администрацией муниципального района (образования) территории вселения и уполномоченным органом, в том числе по вопросу размера заработной платы

работодатели

(по согласованию),

администрации

муниципальных

образований территорий

вселения

(по согласованию), уполномоченный орган, ГУ ЦЗН территорий вселения

Нежелание участника Программы трудоустраиваться на предварительно подобранное рабочее место

тщательный отбор участников Программы (определение четких критериев отбора участников Программы);

подбор альтернативных вариантов работы (в том числе через резервирование рабочих мест после обработки анкетных данных участника Программы и членов его семьи)

уполномоченный орган, работодатели (по согласованию), администрации муниципальных образований территорий вселения (по согласованию), ГУ ЦЗН территорий вселения

Желание участника Программы трудоустроиться на вакансии, которые отсутствуют

подписание Соглашения о намерениях по приему и трудоустройству соотечественника, проживающего за рубежом, между работодателем, администрацией муниципального района (образования) территории вселения и уполномоченным органом;

постановка на учет в службу занятости населения в качестве ищущего работу

работодатели

(по согласованию),

администрации

муниципальных

образований территорий

вселения

(по согласованию), уполномоченный орган, ГУ ЦЗН территорий вселения

Смещение сроков реализации инвестиционного проекта, в том числе его приостановка

возможность привлечения участников Программы на текущие вакансии территорий вселения в рамках утвержденной численности участников Программы, а также возможность их самостоятельного трудоустройства

уполномоченный орган, ГУ ЦЗН территорий вселения, работодатели (по согласованию), администрации муниципальных образований территорий вселения (по согласованию)