Приоритетным направлением в 2009 году было обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни населения области.
Среднедушевые доходы населения в 2009 году составили 10403,7 рубля и увеличились на 14,8 процента по сравнению с 2008 годом. Реальные денежные доходы на душу населения увеличились на 3,9 процента.
Покупательная способность населения в 2009 году в среднем составила 2,3 величины прожиточного минимума против 2,2 в 2008 году.
Средний размер месячной пенсии на начало 2010 года сложился выше на 35,3 процента соответствующего периода прошлого года и составил 5672,9 рубля при величине прожиточного минимума пенсионера 3661 рубль.
Среднемесячная заработная плата в 2009 году составила 13108,1 рубля и по сравнению с уровнем прошлого года она увеличится на 12,9 процента.
Выше среднеобластного уровня среднемесячная заработная плата у работников, занимающихся финансовой деятельностью, добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, транспортом и связью, операциями с недвижимым имуществом, арендой, предоставлением услуг и строительством.
Низкий уровень заработной платы у работников рыболовства и рыбоводства.
Задолженность по выплате заработной платы на 1 января 2010 года составила 6,9 млн. рублей и уменьшилась в течение декабря на 2,9 млн. рублей или на 29,6 процента, а по сравнению с задолженностью на 1 января 2009 года она уменьшилась на 5,2 млн. рублей или на 43 процента.
Наибольшая задолженность по заработной плате сложилась на предприятиях управления недвижимым имуществом (33,7 процента), обрабатывающих производств (28,9 процента) и транспорта (25,5 процента). Нарушаются сроки выдачи заработной платы в 9 организациях области, расположенных в Балаковском, Балашовском, Духовницком, Красноармейском, Пугачевском (3 предприятия), Самойловском и Саратовском муниципальных районах.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 616 человек и уменьшилась в 2,1 раза или на 658 человек по сравнению с численностью на 1 января 2009 года.
С 1 января 2009 года все учреждения бюджетной сферы области переведены на новые системы оплаты труда. Для реализации основного принципа новых систем оплаты труда - оплаты за конечный результат - за счет ассигнований областного бюджета во всех учреждениях сформирован стимулирующий фонд в размере не менее 15 процентов от окладного фонда. В результате фонд оплаты труда бюджетников в 2009 году по сравнению с 2008 годом был увеличен на 33 процента и составил 18,9 млрд. рублей.
Это позволило улучшить положение области в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа по уровню заработной платы в бюджетной сфере: в образовании область переместилась с 10 на 4 место, в здравоохранении - с 11 на 6 место, в культуре - с 14 на 9 место.
Прогноз развития. Совершенствование системы заработной платы в бюджетной сфере, развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы, обеспечение ее своевременной выплаты, а также реализация национальных проектов окажут влияние на рост заработной платы в целом по области.
Среднемесячная заработная плата в 2010 году прогнозируется на уровне 13850 рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2007 года, и в 2011 году она составит 14830 рублей или в 1,6 раза выше уровня 2007 года.
Величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 4800 рублей и по сравнению с 2008 годом увеличится на 14,8 процента.
Фонд заработной платы прогнозируется в 2010 году в размере 143,6 млрд. рублей, в 2011 году - 164,1 млрд. рублей.
В 2010 году размер фонда заработной платы возрастет к 2009 году на 15,4 процента, в 2011 году на 14,3 процента к предыдущему году.
Прожиточный минимум на душу населения в среднем увеличится в 2010 году по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза и в 2011 году в 1,7 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составит 22,0 процента в общей численности населения области против 22,7 процента в 2007 году.
Принимаемые меры по восстановлению реальных располагаемых денежных доходов населения обеспечат их рост на 7 - 11,2 процента.
Основные социально-экономические показатели по Саратовской области приведены в приложении N 1 к Программе.