Действующий

Об утверждении Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области

1. Региональный контекст и демографическая ситуация


В настоящее время Саратовская область сталкивается с новыми внешними вызовами, которые определяют приоритеты социального и экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Одним из таких вызовов является процесс старения населения.

Особенность современной группы пожилых людей заключается в том, что их возраст социальной и трудовой активности пришелся на советское и постсоветское время. Структура ценностных ориентации, жизненных установок и потребностей формировались у нынешних пожилых людей в условиях, принципиально отличных от современных, осваиваемых и реализуемых новыми поколениями россиян. Трансформационный переход конца 80-х и 90-х годов определил формирование новых жизненных моделей, освоение которых для нынешних пожилых людей стало проблемным. Произошло разрушение системы устоявшихся социально-психологических установок и общественных отношений, определяющих координаты человека в обществе. В переходе к новой социальной организации российского общества лежат причины особого социального статуса современных пожилых людей в России, который проявляется в стремлении сохранить ценности социалистического общества в условиях рыночных отношений. Это противоречие находит отражение не только в стремлении пожилых максимально дистанцироваться, "закрыться" от современной жизни, но и в оценках существующего качества жизни, социально-экономических ожиданиях.

Существенным моментом совершенствования политики в отношении пожилых является российская особенность роста удельной доли пожилых в структуре населения. Если для большинства западных стран этот процесс определяется увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, то в российском контексте фактор увеличения продолжительности жизни играет не самую значимую роль. Более существенным моментом выступает сверхсмертность населения в трудоспособном возрасте, в том числе от неестественных причин.

Кроме того, процесс старения в российском обществе сопровождается существенным снижением уровня здоровья в пожилых возрастах. Указанный фактор является ограничивающим для многих пожилых людей в отношении трудовой деятельности, а для части пожилых людей и в осуществлении самостоятельной жизнедеятельности.

Тендерный аспект может рассматриваться как особенность процесса старения населения. Доля женщин в общей численности пожилых граждан старших возрастов достигает 70 процентов, что определяет необходимость отражения этой тендерной диспропорции в политике и социальной практике.

Территориальный фактор, как место проживания пожилого человека, представляется немаловажным аспектом стратегии модернизации политики в отношении пожилых. С одной стороны, наблюдается дифференциация муниципальных образований по удельному весу пожилых в структуре населения, что определяет реализацию дифференцированных мер, учитывающих эти различия. С другой стороны - муниципальные образования различаются по возможностям создания и функционирования необходимых поддерживающих сервисов, условиям удовлетворения потребностей пожилых людей в социальной и трудовой активности, наличием необходимой социальной инфраструктуры.

Мотивационный фактор в современной ситуации является наиболее существенным для реализации целей сохранения и вовлечения пожилых в жизнь общества и отражает желание самих пожилых людей максимально использовать свой потенциал. По данным исследования мотивация к трудовой деятельности и образовательной активности выражена у минимального числа пожилых людей. Даже культурно-досуговая сфера и общественная деятельность не является для большинства привлекательным способом самореализации. Потребностная сфера пожилых людей является ограниченной и стереотипной и отражает существующие возможности как индивидуального характера -состояние здоровья, уровень доходов и качество бытовых условий, так и внешние условия реализации потенциала социальной активности.--

Саратовская область по основным демографическими тенденциями и возрастной структуре отражает все основные тенденции процессов старения и увеличения доли пожилых людей в общей численности населения.

При общей численности населения области в 2,58 млн. человек доля пожилых людей составляет 22,9 процента, что превышает численность детей и подростков. При существующих показателях рождаемости и смертности населения трудоспособного возраста доля пожилых имеет динамику к увеличению. В 2005 году их доля составляла 22,2 процента. По муниципальным образованиям доля пожилых среди постоянного населения варьирует от 15 процентов до 30 процентов.

Существующий уровень дифференциации доли пожилых людей в структуре населения муниципальных образований определяет необходимость реализации дифференцированной политики в отношении пожилых.

Сложившаяся дифференциация продолжительности жизни мужчин и женщин (62,3 года - у мужчин и 74,6 года у женщин) определяет устойчивое искажение тендерной структуры населения в возрасте старше 60 лет. В настоящее время соотношение этих групп составляет: 28 процентов мужчин и 72 процента женщин. Данная диспропорция формирует дополнительный спектр проблем, связанных с влиянием семейного статуса пожилых людей на качество их жизни.

Прогноз численности и половозрастной структуры населения, подготовленный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, предполагает увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре населения от 23,5 процента в 2010 году до 27,8 процента к 2020 году. При этом доля населения трудоспособного возраста сократиться за этот период с 61,6 процента до 54,8 процента. В 2031 году прогнозируется увеличение доли пожилых до 31 процента, а уменьшение доли лиц трудоспособного возраста до 53 процентов. В указанной ситуации сохранение трудовой и социальной активности пожилых граждан представляет существенный момент обеспечения экономики трудовыми ресурсами. Другой аспект этой тенденции связан с обеспечением устойчивости системы пенсионного обеспечения, совершенствования медицинского и социального обслуживания пожилых граждан.

Экономическая активность лиц пенсионного возраста составила в 2008 году 29,3 процента, а в 2004 году указанный показатель составлял 19,4 процента. Пенсионные выплаты для большинства лиц старше трудоспособного возраста являются основным источником доходов. Средняя пенсия на протяжении последних лет превышала прожиточный минимум пенсионера, устанавливаемый в Саратовской области. На конец 2008 года соотношение средней пенсии и прожиточного минимума составило 1,25.

Однако на начало 2009 года почти 33 процента пенсионеров получали пенсию ниже прожиточного минимума. В 2009 году средняя пенсия в Российской Федерации достигнет 8 тысяч рублей.

До 20 процентов численности пожилых граждан состоят на учете в учреждениях социального обслуживания в качестве получателей социальных услуг. Учитывая критерии постановки на надомное обслуживание, эта группа имеет существенные ограничения в самостоятельном осуществлении жизнедеятельности. Численность пожилых людей, имеющих статус инвалида на 1 августа 2009 года, составляла 94533 человека, или 16 процентов от общей численности пожилых.

Однако вышеизложенная статистика не отражает в полной мере реальное положение пожилых людей, имеющих ограничения жизнедеятельности, в связи с влиянием на указанный показатель уровня развития региональной системы поддержки пожилых граждан и доступности социальных услуг.

Совершенствование политики и стратегии модернизации политики в отношении пожилого населения предполагает ориентацию на создание условий и механизмов сохранения, развития и общественного использования потенциала пожилого населения, обеспечения их права на достойные условия старения.