Действующий

Об утверждении Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области

Введение


Общее старение населения во многих странах, являясь с одной стороны позитивным результатом цивилизационного развития, как увеличение продолжительности жизни, с другой стороны - следствием сокращения рождаемости, выступает в современном мире как существенный фактор влияния на социально-экономические процессы в целом и на социальную политику в частности. И влияние этого фактора усиливается.

Необходимость совершенствования политики и практики социальных институтов в отношении пожилых людей определяется несколькими важными обстоятельствами. Первое и безусловное обстоятельство связано с ускоряющимися процессами старения населения, имеющими общецивилизационный характер. На уровне национальной и региональной стратегии необходимо зафиксировать не только возрастающую нагрузку на общество, определяемую увеличением доли пожилых людей в структуре населения и необходимостью увеличения ресурсного обеспечения качества их жизни, но и задачи сохранения и рационального использования возможностей пожилых людей в укреплении социального, трудового и духовного потенциала общества. Второе, не менее важное, обстоятельство связано с сохранением и усилением гуманистического основания современного рационального общества. В этом отношении принципиально важным является закрепление ценности старости как фактора общественного развития, как ценностного основания общественных отношений и необходимости признания роли пожилых людей в современном обществе. Задача заключается в возможности защиты старости как через создание специальных форм их проживания и активности, так и через формирование соответствующего социального контекста в целях расширения возможностей пожилых людей в развитии и во влиянии на общественные процессы. С одной стороны, усиливается необходимость совершенствования медицинского обслуживания пожилых, расширения спектра и объемов социальных и реабилитационных услуг, оптимизации системы пенсионного обеспечения. С другой стороны - актуализируется задача создания условий и механизмов эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей на фоне негативной динамики численности трудоспособного населения и сохранения способности пожилых людей к продуктивной экономической активности.

Принятый в 2002 году Мадридский международный план действий по проблемам старения формулирует основную цель действий в области старения, и эта цель универсальна для любого общества, для любой стран; гарантировать каждому пожилому человеку безопасную и достойную старость вместе с возможностью продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправного гражданина.

Существующее в настоящее время нормативное оформление политики и социальная практика в отношении пожилых демонстрируют выраженное патерналистское содержание, реализуемое через преимущественное развитие системы и институтов социального обеспечения пожилых граждан. Основным элементом практики социальных институтов по реализации патерналистской политики определяется экономическая поддержка пожилых через систему доплат, льгот и субсидий, предоставление других ресурсов через специальные программы и в соответствии с установленными критериями доступа.

Во многих случаях социальная практика поддержки ориентирована на общие и формальные характеристики социальной группы, и в меньшей степени на особенности жизненной ситуации и жизненные перспективы ее представителей.

Однако ориентация на социальный патернализм в отношении пожилых людей и усиление возможностей их социального обеспечения без создания условий их активного участия в социально-экономических процессах с учетом современных демографических тенденций не может рассматриваться на перспективу в качестве базовой ориентации социальной политики.

Современная региональная политика и практика социальных институтов в основном отражают общую патерналистскую направленность национальной политики. В качестве приоритетных задач, как правило, рассматриваются задачи поддержания и обеспечения жизнедеятельности пожилых людей через развитие систем социальной поддержки и социального обслуживания, поддержки доходов пожилых людей через установление систем государственных преференций на региональном уровне, обеспечение медицинского обслуживания через развитие специализированных форм медицинского обслуживания, лекарственное обеспечение, предоставление технических средств реабилитации пожилым инвалидам. Несмотря на безусловную важность реализуемых мер поддержки пожилых, вопросы расширения условий и возможностей для активного социально-трудового функционирования в политике и практике представлены в меньшей степени. В то же время, поддержание активности пожилых в сфере труда, образования, общественной деятельности, культурно-досуговой сфере в современных условиях представляется не только как форма удовлетворения индивидуализированных потребностей пожилых, но и как укрепление человеческого потенциала региона и его социально-экономического развития.

Настоящая Стратегия определяет основные цели, задачи и направления совершенствования региональной политики и деятельности социальных институтов в контексте новых социальных реалий и задач, связанных с тенденцией старения населения и увеличения их доли в общей численности населения. Стратегия основывается на достижениях существующей политики и социальной практики в отношении пожилых, отражает основные требования международных актов и рекомендаций по обеспечению активного старения и достойной жизни пожилых граждан.

При разработке Стратегии использовались результаты исследования потребностей пожилых людей в Саратовской области, проведенного в рамках реализации Проектного Соглашения и Протокола о Взаимопонимании между министерством социального развития Саратовской области и Фондом ООН в области народонаселения, и анализа развития демографической ситуации в Саратовской области.