Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году (далее -Концепция).
В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы.
Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в 2004 году Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Во исполнение Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были приняты Закон области "О государственной гражданской службе Саратовской области", постановления Губернатора области и Правительства области.
Гражданским обществом к государственной гражданской службе области предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих области еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе области государственные услуги гражданам и организациям.
Современные методы планирования и регламентации труда государственных гражданских служащих области не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных гражданских служащих области к исполнению обязанностей государственной гражданской службы области на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных гражданских служащих области.
Недостаточная открытость государственной гражданской службы области способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.
Необходимо достичь оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, эстетических начал на государственной гражданской службе. При этом крайне важно, чтобы было престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, на благо области и в интересах человека.
В настоящее время государственной гражданской службе области присущи некоторые негативные тенденции в ее развитии:
нехватка квалифицированных кадров при наличии незаполненных вакансий;
недостаточно развитая система оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих области;
несоответствие социального и правового положения государственного гражданского служащего области степени возлагаемой на него ответственности;
несовершенства системы подготовки кадров для государственной гражданской службы области и профессионального развития государственных гражданских служащих области;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной гражданской службы области.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной гражданской службы области:
повысить уровень материального и социального обеспечения государственных гражданских служащих области в соответствии с должностью, ее значимостью в деятельности государственного органа области, степенью ответственности, возлагаемой на государственного гражданского служащего области;
совершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных гражданских служащих области;
создать единый информационный банк данных, объединяющий ведомственные информационные базы данных государственных органов области.
В целях усиления эффективности работы государственных гражданских служащих области акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Это позволит восполнить пробелы в образовании некоторых государственных гражданских служащих области, выявленные в ходе аттестации. Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности.
Опыт осуществления мероприятий областных программ "Развитие государственной гражданской службы Саратовской области (2003-2005 годы)", а впоследствии периодов 2005-2006 годов и 2007-2009 годов, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной гражданской службы области, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной гражданской службы области.
Ряд направлений реформирования государственной гражданской службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной гражданской службой.
Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной гражданской службы области, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной гражданской службе области современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.