На железной дороге в целом по России и по ее субъектам, в которых Саратовская область не оказалась исключением, остро стоят проблемы:
необходимости государственной поддержки развития и нормального воспроизводственного процесса. Из-за государственного ограничения применяемых тарифов имеется дефицит финансовых средств, получаемых железной дорогой. Тогда как в западных странах для государственного покрытия затрат железной дороги на инфраструктуру колеблется от 40 процентов до 100 процентов и тарифы, например, в Англии в 4,7 раза, в Германии - 4,3 раза, во Франции - 3,1 раза выше, чем в России;
недостаточность развития железнодорожной сети;
выход на критический уровень физического и морального износа подвижного состава;
отставание от передовых стран мира в использовании современных технических средств, технологий строительства путей, применяемых техники средств регулирования движения и управления движением;
обеспечение безопасного функционирования железнодорожного транспорта; защита национальных интересов при глобализации и повышении взаимозависимости национальных экономик;
необходимость формирования стратегии развития железнодорожного транспорта на длительную перспективу.
Для решения этих задач 17 июля 2008 года Правительством Российской Федерации был принят документ "Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года" (далее Стратегия), который позволит обеспечить комплексный подход к решению задачи по обеспечению растущих потребностей нашей экономики в перевозках.
В период до 2015 года предусматривается провести коренную модернизацию железнодорожного транспорта. Износ основных фондов планируется снизить до 46 процентов, произойдет интеграция РЖД в Евро-Азиатскую транспортную систему.
Согласно Стратегии, инвестиции планируется распределить следующим образом: 40 процентов - строительство новых железнодорожных линий, 31 процент - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29 процентов - обновление подвижного состава.
Таким образом, в результате реализации Стратегии будут созданы условия для обеспечения динамичного развития страны: увеличения ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
Целевым вариантом реализации Стратегии является вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации. Он характеризуется концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.
Основные направления развития железных дорог в нашем регионе вытекают из концептуальной цели ОАО "РЖД": обеспечение лидирующих позиций компании на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности в грузовых и пассажирских перевозках при условиях минимизации нагрузки на окружающую среду.
Отсюда основными направлениями развития железнодорожного транспорта Саратовской области на длительную перспективу являются:
развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
улучшение инвестиционного климата и развитие международных отношений в транспортном комплексе.
Решение проблемы основных направлений обеспечения развития железной дороги должна достигаться путем системного подхода к решению взаимосвязанного комплекса следующих задач:
1. Развитие организации и системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики.
2. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта до уровня безусловного обеспечения потребностей экономики и населения области в перевозках при безусловном достижении безопасности движения и надежности технических средств.
3. Развитие подвижного состава во взаимодействии с компаниями-производителями подвижного состава на основе улучшения технических параметров и характеристик: подвижного состава
4. Развитие системы управления и обеспечения безопасного движения на основе разрешения проблемы нормирования показателей безопасности перевозок.
5. Повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств.
6. Развитие скоростного движения.
7. Развитие корпоративной системы управления качеством с целью достижения: системного улучшения обеспечения безопасности движения и снижения издержек ОАО "РЖД" за счет оптимизации бизнес- и технологических процессов; существенного повышения качества предоставляемых услуг, развития кадрового персонала на основе эффективного решения вопросов мотивации; создания целевой структуры интегрированной системы управления качеством.
8. Повышение экономической эффективности основной деятельности, в том числе внедрение логистических систем в управлении производством, распределении и реализации товаров, нововведений в информационные технологии, реализуемых в создаваемых системах транспортных коридоров, которые рассматриваются как модальные и интермодальные комплексы.