В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития рынка логистических услуг в Саратовской области:
выделение логистического отдела из структуры компании в отдельную компанию, способную оказывать услуги всем желающим. Данная тенденция характерна для большинства секторов рынка, например, в ритейле и для товаров массового потребления;
постепенный переход от поставок к управлению доставками. Для экономии издержек необходим системный подход к управлению доставками, не просто склад и перевозка, а система хранения, складирования и обеспечение своевременных поставок;
переход на аутсорсинг. Из структуры одних компаний выделяются логистические операторы, другие компании вместо многочисленных инвестиций в развитие собственной логистики пользуются опытом и наработками существующих на рынке логистов.
Как и многие другие регионы, область существенно отстает по уровню развития логистического рынка от Московского региона и Санкт-Петербурга. Наличие на территории области мощного транспортного комплекса, объединяющего различные виды транспорта, а также то, что по территории области проходят крупнейшие транспортные коридоры, позволяет говорить о значительном потенциале возможного роста логистического рынка.
Высокими темпами в области развивается складское хозяйство. Объем инвестиций в склады с 2005 по 2007 годы увеличился в 2 раза, что объясняется активной деятельностью в данном сегменте международных инвестиционных фондов. Их интерес вызван, в первую очередь, начальной стадией развития рынка складских услуг, огромным неудовлетворенным спросом и довольно высокой доходностью проектов.
Острый дефицит качественных складских площадей обусловлен растущим уровнем их потребления и растущими темпами экономического развития Саратовского региона. Общий объем неудовлетворенного спроса на складские услуги и площади в Саратове составляет примерно 1 000 000 кв. м. Наиболее высокий спрос наблюдается на склады класса категории В и С, что подтверждает нулевой процент доли свободных площадей. Дефицит складских площадей этих классов и более высокого класса будет ощущаться еще на протяжении нескольких лет - увеличение объемов ввода в эксплуатацию новых складских комплексов будет также сопровождаться ростом спроса.
Например, одним из крупных логистических операторов на территории Саратовской области является ООО "Девон-Альянс", основным видом деятельности которого является хранение и складирование. Предприятие специализировано на оказании услуг по обработке и хранению: табачного сырья, технологических материалов для изготовления табачной продукции, готовой табачной продукции. Одним из перспективных проектов ООО "Девон-Альянс" является строительство логистического центра площадью 140000 кв. м в поселке Дубки Саратовской области. Географически логистический центр находится в выгодном положении: расположен в 7 км от города Саратова, рядом с железнодорожным узлом и современными автомагистралями; близко к реке Волге. Уже проинвестировано строительство и ввод в эксплуатацию 56 тыс. кв. м складских площадей с сопутствующей инфраструктурой. Предстоит запустить складские помещения еще на 84000 кв. метров.
Географическое положение Саратовской области также благоприятно для развития мощной транспортной системы региона. Железнодорожные пути и автомобильные дороги связывают область с центром России, Уралом, Сибирью, Кавказом, Средней Азией. Водный путь соединяет Саратов с Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой, Черным и Белым морями.
По территории Саратовской области проходят два международных транспортных коридора (МТК):
1) Север-Юг (Коридор "Север-Юг" (NS);
Основное направление коридора: Финляндия-С.-Петербург-Москва-Астрахань - Каспийское море - Иран - страны Персидского залива/Индия;
2) Запад-Восток (Коридор "Транссиб" (TS);
Основное направление коридора: Берлин (Германия)-Варшава (Польша)-Минск (Белоруссия)-Москва-Екатеринбург-Владивосток/Находка.
Пересекаясь в г.Саратове, они образуют мультимодальный транспортный узел.
В состав инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Саратовской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали с их обустройством, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу.
Основу дорожной сети, обеспечивающей функционирование международных транспортных коридоров в, пределах области, составляют федеральные и бывшие республиканские дороги общей протяженностью 1724 км, в том числе федеральные - 717 км.
По международному транспортному коридору "Север-Юг", через государственную границу Российской Федерации по территории Саратовской области (железнодорожный пункт пропуска в р.п.Озинки) в период с 2003-2006 годы было перевезено порядка 15,3 млн. тонн грузов, из них: экспорт - 3,3 млн. тонн, импорт - 2,2 млн. тонн, транзит - 9,8 млн. тонн.
В целом динамика грузопотоков положительная: рост - 71 процент, с 2,8 млн. тонн - в 2003 году до 4,8 млн. тонн - в 2006 году.
Автомобильным транспортом через государственную границу Российской Федерации по территории Саратовской области (автомобильный пункт пропуска в р.п.Озинки) в период с 2003-2006 годы было перевезено 212 тыс. тонн грузов. Рост объемов грузопотоков с 2003 по 2006 года составил 26 процентов, с 50 до 63 тыс. тонн.
Всего по территории Саратовской области автомобильным транспортом через автомобильные пункты пропуска (АЛЛ) "Озинки" и "Фомин" на Государственной границе Российской Федерации, пункты контроля "Саратов" и "Балаково", а также пункт весового контроля "Красноармейск" в 2005-2006 годах было перевезено 984,76 тыс. тонн грузов, в том числе в 2005 году - 468,88 тыс. тонн грузов, в 2006 году - 515,88 тыс. тонн грузов, рост 10 процентов к уровню 2005 года.
Согласно прогнозам объем внешнеторговых и транзитных грузопотоков по территории Саратовской области железнодорожным и автомобильным видами транспорта должен составить:
к 2012 году - 22,23 млн. тонн (в т.ч. автомобильным - 4,5 млн. тонн), рост к уровню 2005 года - 102 процента (11 млн. тонн);
к 2017 году - 41,21 млн. тонн (в т.ч. автомобильным - 8,2 млн. тонн), рост к уровню 2012 года - 85,3 процента.
Основными задачами региона для формирования и развития международного транспортного коридора "Север-Юг" в рамках развития транспортной системы России, в настоящее время являются:
согласованное развитие объектов транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры области, для беспрепятственного передвижения пассажиров и грузов;
рационализация взаимодействия между различными видами транспорта области в интермодальной транспортной цепи, основанной на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;
оптимизация транспортного процесса региона с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;