Основной целью развития пассажирского транспорта общего пользования (далее ПТОП) (автомобильного и городского электрического) в настоящих условиях является повышение его привлекательности для потенциальных пассажиров и увеличение транспортной подвижности населения региона с его использованием.
Основные проблемы развития пассажирского транспорта общего пользования, требующие решения на территории Саратовской области, могут быть сконцентрированы в следующих основных блоках:
правовые основы деятельности;
финансирование операционной деятельности;
инвестиции;
институциональные вопросы;
организация и управление.
1. Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы:
существование разногласий в региональных и муниципальных нормативных документах;
отсутствие в федеральных и региональных нормативных правовых актах конкретных задач, которые должны решаться органами власти при организации транспортно-пассажирского обслуживания населения;
не определены направления и формы государственной поддержки ПТОП.
2. Неэффективная система механизмов финансирования на ПТОП:
отсутствие единого подхода к формированию тарифов на услуги ПТОП;
растущая убыточность государственных и муниципальных предприятий-перевозчиков;
отсутствие систем объективного контроля объема предоставленных услуг и непрозрачность финансовых потоков операторов;
отсутствие средств у перевозчиков на приобретение средств материально-технического обеспечения и обновление парка подвижного состава.
3. Старение парка подвижного состава и нарушение механизма воспроизводства основных фондов:
инвестиционные возможности предприятий, средства, выделяемые областью и муниципальными образованиями, недостаточны для обновления производственных фондов;
отсутствуют отлаженные организационно-финансовые механизмы государственной и муниципальной инвестиционной поддержки;
не созданы условия для широкого привлечения в ПТОП частных инвестиций.
4. Отсутствие постоянной проектной и научно-исследовательской работы в области транспортных систем в целом, ПТОП и организации движения.
слабая проработка генеральных планов городов области в части транспорта;
отсутствие стратегически важных документов в большинстве городов Саратовской области (комплексная транспортная схема, комплексная схема организации дорожного движения).
5. Отсутствие системы подготовки квалифицированных управленческих кадров для ПТОП:
отсутствие подготовленных квалифицированных кадров в муниципальных органах управления и предприятиях-перевозчиках;
низкое число квалифицированных специалистов в области ПТОП в органах власти различных уровней.
6. Отсутствие необходимой информационно-статистической базы работы систем ПТОП:
отсутствие статистических материалов и баз данных, касающихся функционирования предприятий ГПТ (особенно частных перевозчиков) для анализа и сравнения их работы;