Действующий

О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы

5.4. Грузовой автомобильный транспорт


В настоящее время в Саратовской области существует ряд проблем развития грузового автомобильного транспорта.

К ним относятся:

общее снижение эффективности перевозок грузов автомобильным транспортом и ухудшение всех основных эксплуатационных показателей использования автотранспорта, общее снижение спроса на автотранспортные услуги;

систематически растущие перегрузки улично-дорожных сетей в городах потоками транспортных средств, что также негативно влияет на интенсивность, а отсюда и на эффективность использования автотранспорта;

практически остановился процесс обновления автомобилей, вызывая быстрое старение парка подвижного состава и в связи с этим увеличение его негативного влияния на окружающую среду;

снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов автотранспортного бизнеса.

Создавшаяся ситуация требует принятия мер, направленных на развитие грузового автотранспорта Саратовского региона и обеспечение его устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

Основной целью разработки настоящей концепции в части развития грузового автотранспорта Саратовской области является повышение эффективности и безопасности перевозки грузов автомобильным транспортом, снижение доли автотранспортных расходов в себестоимости валового внутреннего продукта, увеличение налоговых поступлений от предприятий грузового автомобильного транспорта и привлечение инвестиций в автотранспортный бизнес.

Проведенный анализ развития грузовых автомобильных перевозок в Саратовской области показывает, что грузовой автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической сферы и одновременно характеризуется наличием ряда системных проблем, решение которых возможно только при государственном регулировании и поддержке функционирования этого сектора транспортной системы региона.

Основные принципы формирования государственной политики в области регулирования грузового автотранспортного рынка могут быть следующими:

прямое вмешательство государства в функционирование грузового автотранспортного рынка должно быть минимальным и сводиться к обеспечению равных и справедливых условий конкуренции на рынке грузовых перевозок;

контролю за соблюдением установленных требований и правил;

принятию мер по снижению негативных последствий функционирования указанного рынка (аварийность, воздействие на окружающую среду, перегрузка улично-дорожных сетей и т.п.);

обеспечению антитеррористической безопасности.

В грузовом автотранспортном комплексе должны быть созданы условия для реализации следующих принципов:

"пользователь - платит" - поэтапный переход к платности пользования дорожно-транспортной инфраструктурой;

"аварийщик - платит" - дифференциация страховых взносов в зависимости от уровня потенциальной опасности страхователя;

"загрязнитель - платит" - дифференциация ставок платежей и налогов в зависимости от экологических характеристик грузовых автомобилей и топлив, интенсивности их использования.

К основным направлениям решения проблем в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом на территории Саратовской области относятся:

создание прозрачных и справедливых условий работы операторов на рынке грузовых автомобильных перевозок;

повышение эффективности организации перевозок грузов за счет:

внедрения транспортно-логистических технологий и других высокоэффективных перевозочных систем, включая контейнерные и контрейлерные перевозки, перевозки в транспортных пакетах;

совершенствования терминальной и сервисной инфраструктуры, дорожной сети, устранения диспропорции и узких мест в их развитии;

развития взаимодействия с другими видами транспорта (мультимодапьные и интермодальные перевозки грузов);

обновления и модернизации структуры парка грузовых автомобилей (с учетом требований современных международных стандартов);

повышения безопасности перевозок грузов (безопасности движения, экологической безопасности, антитеррористической безопасности);

развития системы контроля и надзора за автотранспортной деятельностью;

совершенствования системы выявления правонарушений в сфере грузовых автомобильных перевозок;