Транспорт является крупнейшим загрязнителем атмосферного воздуха в городах России и Саратовской области. Если в среднем по стране доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха различными техногенными источниками составляет 43-45 процентов, то в городах его доля доходит до 75-80 процентов, а в центральных частях крупнейших городов превышает 90 процентов. Основной объем этих выбросов приходится на автомобильный транспорт.
Основную массу выбросов вредных веществ от транспорта составляют: оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. Большую опасность представляют выбросы автотранспортом канцерогенных веществ (сажа, бензол, свинец, 1,3-бутадиен) и ряд органических веществ (формальдегид, акролеин, толуол, ксилол). Основной причиной ухудшающейся с каждым годом экологической ситуации в городах нашего региона является непрерывный рост численности автомобильного парка.
С 2005 по 2007 год количество зарегистрированных транспортных средств на территории области увеличилось на 72296 единиц (+14,16 процента) и составило 582,245 тыс. ед.*1, в том числе:
_____
*1 по данным УГИБДД ГУВД по области.
количество легковых автомобилей возросло на 63119 ед. (+15,3 процента);
количество грузовых автомобилей увеличилось на 6175 ед. (+6,9 процента);
количество автобусов возросло на 995 единиц (+8,2 процента).
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников на территории Саратовской области в 2007 году составили 485,223 тыс. тонн (к аналогичному периоду 2005 года возросли на 53,57 процента - 259,9 тыс. тонн (по данным комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области).
Основная доля выбросов приходится на автомобильный транспорт области (66,7 процента), в том числе по диоксиду серы - 29,6 процента, по оксидам азота - 82,5 процента, по оксиду углерода - 93,6 процента, по углеводородам - 23,6 процента, по саже - 63,0 процента.
Среди городов области лидером по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу как от передвижных источников, так и от стационарных, является г.Саратов.
В 2007 году в г.Саратове от стационарных и передвижных источников в атмосферу города было выброшено 140,896 тыс. тонн загрязняющих веществ. Вклад автотранспорта в суммарный выброс по г.Саратову составил 84,8 процента, в том числе по диоксиду серы - 29,5 процента, по оксидам азота - 83,6 процента, по углеводородам - 54,0 процента, по окиси углерода -96,4 процента, по саже - 90,7 процента. Доля выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в г.Саратове к общему уровню выбросов автотранспортом в атмосферу области составила в 2007 году 37,8 процента.
Среди основных причин, способствующих росту негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения Саратовской области необходимо отметить следующие:
низкие экологические характеристики отечественных автомобилей и моторных топлив;
неудовлетворительное техническое состояние эксплуатируемого автопарка, недостаточное развитие услуг в области технического обслуживания автомобилей;
недостатки в организации экологического контроля автотранспортных средств;
недостаточное развитие улично-дорожной сети, ее плохое техническое состояние и обустройство;
неоптимальная организация дорожного движения;
недостаточный учет транспортной составляющей при разработке градостроительных планов и проектов;
низкая экологическая подготовка управленческих кадров автотранспортного комплекса.
В качестве основных направлений снижения негативного влияния транспорта на экологическую обстановку в Саратовской области на перспективу предлагается:
использование альтернативных и экологически безопасных видов моторного топлива на транспорте Саратовской области (например, более широкое использование сжатого и сжиженного природного газа);
расширение на территории региона сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
обновление парка подвижного состава транспорта общего пользования и личного транспорта с применением транспортных средств, удовлетворяющих современным экологическим нормам и требованиям;
увеличение доли транспортных средств с альтернативными экологически безопасными силовыми агрегатами (трамваи, троллейбусы, гибридные автобусы и автомобили);
разработка проектов по оптимизации схем дорожного движения в городах и районах области;
стимулирование применения технических средств для снижения вредных выбросов от транспортных средств;
разработка и реализация мер по экономическому стимулированию деятельности транспортных предприятий в сфере охраны окружающей среды;