Предусматривается скоординированная реализация инновационных проектов, образующих в совокупности региональную интеллектуальную транспортную систему (РИТС).
Целями создания РИТС являются:
повышение экономической эффективности транспортного комплекса Саратовской области, увеличение его пропускной способности, повышение безопасности дорожного движения, повышение качества всего спектра транспортных услуг, снижение числа ДТП;
совершенствование механизмов реализации государственной политики в транспортном комплексе.
Создание в транспортном комплексе Саратовской области единого информационного пространства
Задачи проекта:
сбор, обобщение, хранение информации о базовых характеристиках транспортной инфраструктуры региона и обеспечение своевременной актуализации аккумулируемых данных;
сбор, первичная обработка и хранение данных о текущей транспортной обстановке;
сбор и хранение данных о пассажиро- и грузопотоках, в том числе транзитных и международных;
сбор и хранение данных видеонаблюдения и других технических средств снижения рисков нанесения ущерба имуществу и населению, в том числе снижения рисков террористических актов и других противоправных действий;
анализ транспортной обстановки в регионе, долгосрочное прогнозирование развития транспортной ситуации, разработка вариантов стратегических решений по управлению транспортными потоками и объектами транспортной инфраструктуры, включая объединенное парковочное пространство;
анализ транспортной обстановки, краткосрочное прогнозирование, разработка сценариев управления транспортной ситуацией;
информирование участников движения, населения, предприятий, организаций и властных структур о транспортной обстановке, краткосрочном прогнозе развития транспортной ситуации, режимах работы транспорта общего пользования, наличии мест на объектах парковочного пространства и т.д.;
определение аварий и нарушений ПДД, разработка мер по оперативному реагированию при возникновении таких ситуаций;
сбор, обобщение и обработка оперативной информации о перевозках в транспортной системе региона;
анализ и прогноз текущей дорожно-транспортной ситуации;
подготовка оперативных решений по системному управлению перевозками и структурой спроса на перевозки в транспортной системе;
анализ эффективности управления транспортной системой и подготовка решений по развитию и совершенствованию структуры и алгоритмов оперативного управления;
анализ и прогноз общей ситуации в транспортной системе, и подготовку решений по дальнейшему развитию .и совершенствованию транспортного комплекса региона;
возможность обмена данными с аналогичными системами других регионов Российской Федерации.
Развитие навигационно-информационных систем управления транспортом
В рамках применения инновационных подходов к развитию транспортной системы региона, на территории Саратовской области уже несколько лет осуществляется внедрение автоматизированной радионавигационной спутниковой системы диспетчерского управления межмуниципальными пассажирскими перевозками АСУ "Навигация". Основное назначение которой - диспетчерское управление транспортом, объективный инструментальный контроль и учет выполнения транспортной работы, оперативное определение мест ДТП и чрезвычайных происшествий на дорогах области. На сегодняшний день в навигационную систему включено 29 автотранспортных предприятий Саратовской области, оснащено навигационным оборудованием 411 автобусов междугороднего и пригородного сообщения. На междугородных маршрутах оборудовано 96 процентов автобусов. К концу 2008 года количество оборудованных им автобусов планируется довести до 600 единиц.
Кроме этого, на территории области осуществляется реализация и других инновационных проектов, в части, проектов внедрения информационных технологий на транспорте:
внедрение единой автоматизированной системы продажи проездных билетов на всех автостанциях и автовокзалах области;
внедрение унифицированной электронной социальной и транспортной карты жителя Саратовской области.
Основное назначение системы АСУ "Навигация" - это диспетчерское управление транспортом: объективный инструментальный контроль и учет выполнения транспортной работы, оперативное определение мест ДТП и чрезвычайных происшествий, повышение оперативности при оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших, проведение мероприятий по линии МЧС и мобилизационной готовности.