В среднесрочной и долгосрочной перспективе приоритетными для дорожного комплекса региона являются следующие основные направления:
1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры региона. Это позволит увеличить пропускную способность и улучшить условия движения транспорта, снизить аварийность и увеличить скорость движения транспортных потоков; ликвидировать грунтовые разрывы на сети автомобильных дорог федерального значения; обеспечить вывод транзитного движения из населенных пунктов; повысить эффективность межрегиональных связей.
2. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения достигается путем создания условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения. Наличие подобной сети позволит обеспечить автомобильное сообщение с районами освоения новы?: территорий и будет способствовать ускорению социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и улучшению автомобильного сообщения в сельской местности.
3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы региона и реализация транзитного потенциала страны достигается путем увеличения протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования, в том числе регионального значения.
Основные задачи развития дорожного комплекса области:
создание на территории области сети дорог, отвечающих современным требованиям и поддержание их в рабочем состоянии;
функционирование дорожных предприятий как единого комплекса, обеспечивающего качественное содержание сети дорог на уровне, предусмотренном техническими требованиями.
Пути реализации:
разграничение полномочий и ответственности по содержанию, ремонту и развитию сети автомобильных дорог между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области;
содержание и ремонт существующих дорог, концентрация усилий на опорной сети дорог;
повышение качества строительства, ремонта, содержания автомобильных дорог и сооружений на них, повышение экологической безопасности и безопасности дорожного движения;
продолжение формирования Саратовского транспортного узла в составе международных транспортных коридоров;
окончание строительства второй очереди мостового перехода через р.Волгу у села Пристанное;
проведение капитального ремонта автомобильного моста "Саратов-Энгельс" (с перспективой восстановления движения городского электрического транспорта);
реконструкция и расширение автодороги на Усть-Курдюмское направление (до поселка Юбилейный) до шести полос с одновременным строительством транспортной развязки.
Кроме того, в Саратовской области ведется подготовка к реализации ряда перспективных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе по строительству транспортно-логистического центра в р.п.Озинки, нового аэропорта г.Саратова, обходного железнодорожного пути Саратовского транспортного узла, в рамках которых также будет осуществляться строительство автомобильных дорог и других объектов дорожной инфраструктуры.
В целях более широкого вовлечения Саратовской области в федеральные программы развития международных транспортных коридоров Правительством области подготовлены и направлены в Министерство транспорта Российской Федерации предложения о включении в проект федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" (подпрограмма "Автомобильные дороги") проектирование, реконструкцию и строительство следующих объектов:
проектирование и реконструкцию федеральной автомобильной дороги "Сызрань-Саратов-Волгоград" на участке обхода г.Саратова под I техническую категорию;
проектирование и реконструкция федеральной автомобильной дороги "Каспий" на участке Саратовской области (маршрут связывает ЕС, Россию, Казахстан, Китай по направлениям гр.Украины-Курск-Воронеж-Саратов, и является ответвлением от МТК ПАНЕВРОПЕЙСКИИ N 2 (ТРАНСИБ) -Киев-Копти-Глухов-Екатериновка (Украина)- Крупец (Россия)-Рыльск-Курск-Воронеж-Саратов-Сызрань-Самара-Уфа с ответвлениями: Саратов-Озинки (граница с Казахстаном);
выделение средств на реконструкцию автодороги Энгельс-Ершов-Озинки, которая является подъездом к пункту пропуска через границу с Казахстаном, которая обеспечивает безопасность государственной границы;
завершение строительства обхода г.Энгельса на участке от автодороги "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград" - а/д "Энгельс-Ершов-Озинки - граница Казахстана" - до а/д "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград"; с учетом проектирования и строительства автомобильного мостового перехода через р.Волга в южном направлении (в районе п.Увек) и с подходами к нему.
Основные направления по развитию улично-дорожной сети г.Саратова и крупных городов области:
перепланировка основных транспортных узлов в одном уровне со светофорной сигнализацией с одновременным усовершенствованием улиц с односторонним движением;
размещение гаражей и автостоянок в центральном районе города в виде системы многоэтажных и подземных стоянок под скверами и зелеными насаждениями и над вновь возводимыми жилыми и общественными зданиями;
создание сети скоростного рельсового транспорта (трамвай, ж/д транспорт) для сокращения затрат времени населением города на грузовые и культурно-бытовые передвижения, а также для сокращения использования личных автомобилей;
развитие сети пешеходных улиц с устройством пешеходных переходов в разных уровнях в местах их пересечений с магистральными улицами;
превращение ряда магистральных улиц в улицы с односторонним движением с дальнейшим строительством основных транспортных пересечений в разных уровнях;
создание транспортных пересечений в разных уровнях с железнодорожными переездами на территории города с целью обеспечения безопасности и повышения скорости движения транспорта.