Действующий

О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы

5.3. Воздушный транспорт


Основными проблемами воздушного транспорта области являются следующие.

В первую очередь это устаревающий парк самолетов. Существующий парк, который эксплуатируется авиакомпаниями это самолеты и вертолеты, спроектированные в 70-80 годы прошлого века и к настоящему времени уже устарели и морально и физически. Устаревший авиапарк требует скорейшей замены.

Другой серьезной проблемой сдерживающей развитие авиаперевозок, является рост цен на авиационное топливо. Он сказывается на величине тарифов, и авиакомпании России систематически вынуждены увеличивать тарифы. Дальнейший рост цен на топливо по оценкам экспертов приводит к повышению тарифов и сокращению объема перевозок пассажиров.

По оценкам Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в среднесрочной перспективе возможны три базовых сценария развития отрасли в зависимости от развития экономики России.

Инновационный сценарий развития экономики Российской Федерации. Обеспечит финансирование развития национальной опорной аэродромной сети и оснащение отечественных авиакомпаний конкурентоспособным парком воздушных судов (в том числе отмена ввозных таможенных пошлин). При реализации этого сценария развития объем перевозок пассажиров к 2020 году достигнет 138,5 млн. пассажиров.

Энерго-сырьевой сценарий развития экономики Российской Федерации. Обеспечит финансирование развития экономики Российской Федерации, финансирование развития национальной опорной аэродромной сети и оснащение отечественных авиакомпаний конкурентоспособным парком воздушных судов (в том числе отмена ввозных таможенных пошлин). При реализации этого сценария развития объем перевозок пассажиров к 2020 году достигнет 104,6 млн. пассажиров.

В случае отсутствия обеспечения отечественных авиакомпаний конкурентоспособным парком воздушных судов (в том числе при не снятии ввозных таможенных пошлин) и при недостаточном финансировании опорной аэродромной сети. При реализации этого сценария развития объем перевозок пассажиров к 2020 году достигнет 70,7 млн. пассажиров.

На региональном уровне Саратовской области можно определить следующие цели развития воздушного транспорта:

развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек;

повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения;

повышение комплексной безопасности и устойчивости функционирования системы воздушного транспорта.

Для достижения цели по развитию транспортной инфраструктуры необходимо решить задачу строительства нового аэропорта г.Саратова. Это позволит преодолеть тенденции снижения удельного веса авиаперевозок Саратовской области в общероссийских перевозках.

Достижение цели по повышению доступности услуг воздушного транспорта для населения требует решения задачи обеспечения восстановления и развития внутрирегиональной сети аэродромов, обеспечивающей возможность использования малой авиации. Это позволит значительно повысить транспортную доступность для жителей удаленных населенных пунктов.

Обновление и расширение парка воздушных судов авиаперевозчиков Саратовской области повысит конкурентоспособность и обеспечит их способность соответствовать текущим и перспективным требованиям российского авиатранспортного рынка.

В целом можно определить следующие направления развития воздушного транспорта Саратовской области.

В сфере авиационных перевозок области необходимо:

создание условий для повышения доступности авиационных перевозок за счет развития конкуренции, снижения стоимости и повышения качества инфраструктуры, использования механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов;

принятие необходимых мер по восстановлению и развитию внутрирегиональных и межрегиональных перевозок, считая приоритетной задачу увеличения доли этих перевозок в общем объеме перевозок пассажиров воздушным транспортом;

создание необходимых условий для развития малой и специальной авиации;

решение вопроса обновления парка воздушных судов, при котором следует обратить особое внимание на необходимость принятия безотлагательных решений по покупке воздушных судов для местных воздушных линий, емкостью менее 50 кресел;

максимально возможное сохранение существующей аэродромной сети и постепенный переход от ее восстановления к развитию;

совершенствование и развитие аэродромной инфраструктуры учебных заведений гражданской авиации;

создание инфраструктуры для развития малой авиации;

привлечение бюджетных и внебюджетных средств области, привлечение средств юридических и физических лиц, а также инвестиции зарубежных партнеров на реконструкцию объектов авиатранспортной инфраструктуры.

В сфере развития малой авиации на территории региона необходимо:

развитие авиационной инфраструктуры для малой авиации;

передать часть региональных аэродромов юридическим и физическим лицам;

стимулировать привлечение внебюджетных средств на модернизацию и развитие авиаинфраструктуры на основе инвестиционных договоров с применением форм равноправного государственно-частного партнерства;