По своему географическому положению Саратовская область обладает потенциалом для перспективного развития мощной транспортной системы. Железнодорожные пути и автомобильные дороги связывают область с центром России, Уралом, Сибирью, Кавказом, Средней Азией. Водный путь соединяет Саратов с Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой, Черным и Белым морями. По территории Саратовской области проходят два международных транспортных коридора: "Север-Юг", "Запад-Восток" ("Транссиб"). Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел. В состав транспортного комплекса Саратовской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.
Транспортную систему Саратовской области в настоящее время образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Часть перевозочной работы выполняется индивидуальными предпринимателями.
Главными принципами функционирования транспортной системы Саратовской области в условиях рыночных отношений являются перевод деятельности всех транспортных организаций на коммерческую основу, развитие здоровой конкуренции и формирование и развитие рынка транспортных услуг, на котором каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый для него вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества.
Объем перевозок грузов по транспорту общего пользования составил в 2007 году 24,5 млн. тонн. Наблюдается тенденция роста этого показателя, так в 2007 году рост составил 8 процентов к уровню 2006 года (рис.1).
Рис.1. Динамика перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн.. тонн
Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта сокращается и в 2007 году составил 313 млн. пассажиров, исключением является перевозка пассажиров автобусами, объем перевозок на котором имеет тенденцию роста (рис.2).
Тенденция роста наблюдается и в грузообороте, который составил в 2007 году 56089,5 млн. т км, прирост к уровню 2006 года составляет 15,5 процентов, а также по пассажирообороту - 4,5 процента к уровню 2006 года. (7608 млн. пасс, км в 2007 году).
Рис.2. Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. пасс.
По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии. По удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования область занимает 9 место среди регионов Российской Федерации.
Показатели протяженности путей сообщения и густота путей сообщения (таблица 1) в последние годы сохраняют свое стабильное значение. Небольшой прирост протяженности путей сообщения отмечен по железнодорожным путям (0,3 процента) и автомобильным дорогам (0,2 процента). В целом дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации и развитии.
Таблица 1. Протяженность путей сообщения (на конец года), км
Вид транспорта | Годы | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Железнодорожные пути общего пользования | 2296 | 2288 | 2287 | 2287 | 2297 | 2297 | 2304 |
Автомобильные дороги, с твердым покрытием - всего | 14652 | 14520 | 13931 | 13482 | 13202 | 12692 | 12645 |
в том числе: общего пользования | 10231 | 10303 | 10364 | 10419 | 10469 | 10470 | 10502 |
Трамвайные пути | 65,3 | 65,3 | 65,3 | 65,3 | 65,3 | 65,3 | 65,3 |
Троллейбусные линии | 126,6 | 126,6 | 127,9 | 124,5 | 123,7 | 123,7 | 123,7 |
Внутренние водные судоходные пути | 701 | 732 | 723 | 723 | 710 | 709 | 709 |
по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области
По показателям системы расселения следует отметить положительную тенденцию уменьшения времени доступности областного центра, которая в 2007 году составила 2,65.
Инвестиции на транспорте Саратовской области составили в 2007 году почти 10 млрд. рублей, что составляет около 4 процентов ВРП области, это превышает российское значение (3,5 процента в 2007 году). Основной объем инвестиций приходится на железнодорожный транспорт, в 2007 году инвестиции в него составили 4,7 млрд. руб. Динамика изменения объема инвестиций позволяет сделать вывод о некотором их сокращении в последние 2 года (на 33,1 процент в 2006 и 11,6 процентов в 2007 году).
Серьезную проблему и угрозу для инновационного развития транспортного комплекса представляет существенный износ основных фондов организаций транспорта. Особенно остро данная проблема стоит для городского электрического транспорта (степень износа в 2007 году 71 процент), воздушного (степень износа в 2007 году 66,5 процентов, внутреннего водного (степень износа в 2007 году 62,2 процента). В последние годы наблюдается незначительное улучшение состояния основных фондов (таблица 2).
Таблица 2. Степень износа основных фондов организаций транспорта Саратовской области, %
Вид транспорта | Годы | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Транспорт - всего из него по видам деятельности: | 64,0 | 17,0 | 23,5 | 25,3 | 34,0 | 32,2 |
железнодорожный | 66,0 | 2,3 | 10,2 | 16,4 | 24,2 | 23,8 |
автобусный пассажирский | - | 55,5 | 54,0 | 54,1 | 52,1 | 45,9 |
городской электрический | 70,4 | 70,5 | 69,4 | 70,3 | 73,3 | 71,0 |
автомобильный грузовой | - | 56,9 | 55,6 | 53,9 | 54,1 | 52,8 |
внутренний водный | 69,2 | 63,8 | 51,6 | 52,2 | 61,5 | 62,2 |
воздушный | 61,8 | 78,6 | 76,6 | 77,3 | 75,3 | 66,5 |