Действующий

О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы


3. Общая характеристика транспортной системы Саратовской области


По своему географическому положению Саратовская область обладает потенциалом для перспективного развития мощной транспортной системы. Железнодорожные пути и автомобильные дороги связывают область с центром России, Уралом, Сибирью, Кавказом, Средней Азией. Водный путь соединяет Саратов с Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой, Черным и Белым морями. По территории Саратовской области проходят два международных транспортных коридора: "Север-Юг", "Запад-Восток" ("Транссиб"). Пересекаясь на территории области, они образуют мультимодальный транспортный узел. В состав транспортного комплекса Саратовской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы.

Транспортную систему Саратовской области в настоящее время образуют более 500 крупных и мелких организаций, относящихся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующихся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг. Часть перевозочной работы выполняется индивидуальными предпринимателями.

Главными принципами функционирования транспортной системы Саратовской области в условиях рыночных отношений являются перевод деятельности всех транспортных организаций на коммерческую основу, развитие здоровой конкуренции и формирование и развитие рынка транспортных услуг, на котором каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый для него вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества.

Объем перевозок грузов по транспорту общего пользования составил в 2007 году 24,5 млн. тонн. Наблюдается тенденция роста этого показателя, так в 2007 году рост составил 8 процентов к уровню 2006 года (рис.1).

Рис.1. Динамика перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн.. тонн


Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта сокращается и в 2007 году составил 313 млн. пассажиров, исключением является перевозка пассажиров автобусами, объем перевозок на котором имеет тенденцию роста (рис.2).

Тенденция роста наблюдается и в грузообороте, который составил в 2007 году 56089,5 млн. т км, прирост к уровню 2006 года составляет 15,5 процентов, а также по пассажирообороту - 4,5 процента к уровню 2006 года. (7608 млн. пасс, км в 2007 году).

Рис.2. Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. пасс.


По территории области проходят крупные федеральные автомагистрали с выходами в северные и центральные районы России, районы Нижнего Поволжья, Казахстана и Центральной Азии. По удельному весу автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования область занимает 9 место среди регионов Российской Федерации.

Показатели протяженности путей сообщения и густота путей сообщения (таблица 1) в последние годы сохраняют свое стабильное значение. Небольшой прирост протяженности путей сообщения отмечен по железнодорожным путям (0,3 процента) и автомобильным дорогам (0,2 процента). В целом дорожно-транспортная инфраструктура нуждается в серьезной модернизации и развитии.

Таблица 1. Протяженность путей сообщения (на конец года), км

Вид транспорта

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Железнодорожные пути общего пользования

2296

2288

2287

2287

2297

2297

2304

Автомобильные дороги, с твердым покрытием - всего

14652

14520

13931

13482

13202

12692

12645

в том числе: общего пользования

10231

10303

10364

10419

10469

10470

10502

Трамвайные пути

65,3

65,3

65,3

65,3

65,3

65,3

65,3

Троллейбусные линии

126,6

126,6

127,9

124,5

123,7

123,7

123,7

Внутренние водные судоходные пути

701

732

723

723

710

709

709


по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области

По показателям системы расселения следует отметить положительную тенденцию уменьшения времени доступности областного центра, которая в 2007 году составила 2,65.

Инвестиции на транспорте Саратовской области составили в 2007 году почти 10 млрд. рублей, что составляет около 4 процентов ВРП области, это превышает российское значение (3,5 процента в 2007 году). Основной объем инвестиций приходится на железнодорожный транспорт, в 2007 году инвестиции в него составили 4,7 млрд. руб. Динамика изменения объема инвестиций позволяет сделать вывод о некотором их сокращении в последние 2 года (на 33,1 процент в 2006 и 11,6 процентов в 2007 году).

Серьезную проблему и угрозу для инновационного развития транспортного комплекса представляет существенный износ основных фондов организаций транспорта. Особенно остро данная проблема стоит для городского электрического транспорта (степень износа в 2007 году 71 процент), воздушного (степень износа в 2007 году 66,5 процентов, внутреннего водного (степень износа в 2007 году 62,2 процента). В последние годы наблюдается незначительное улучшение состояния основных фондов (таблица 2).

Таблица 2. Степень износа основных фондов организаций транспорта Саратовской области, %

Вид транспорта

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

из него по видам деятельности:

64,0

17,0

23,5

25,3

34,0

32,2

железнодорожный

66,0

2,3

10,2

16,4

24,2

23,8

автобусный пассажирский

-

55,5

54,0

54,1

52,1

45,9

городской электрический

70,4

70,5

69,4

70,3

73,3

71,0

автомобильный грузовой

-

56,9

55,6

53,9

54,1

52,8

внутренний водный

69,2

63,8

51,6

52,2

61,5

62,2

воздушный

61,8

78,6

76,6

77,3

75,3

66,5