Актуальность проблемы развития внутреннего водного транспорта в Саратовской области обусловлена значительным износом транспортных средств и перегрузочной техникой 60-70-х годов выпуска, приватизация которых была осуществлена в девяностых годах и отсутствием стабильных грузопотоков. Проведенный анализ показал, что в отрасли образовался целый комплекс системных проблем:
отсутствие современных судов для перевозок различных грузов класса "река-море", при избытке физически устаревших судов для перевозок навалочных грузов на внутренних водных путях;
дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревшей перегрузочной техники и оборудования речных портов;
низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли и фактическое отсутствие для кардинальной модернизации их основных фондов инвестиций;
недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса;
отсутствие эффективной логистической сети, состоящей из транспортных, перегрузочных, складских и торговых звеньев.
Основной целью развития внутреннего водного транспорта Саратовской области является превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса.
Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению грузовых и пассажирских перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач. Для реализации потенциальных возможностей внутреннего водного транспорта необходимо укрепление и развитие его материально-технической базы в соответствии с современными требованиями.
Достижение поставленной цели требует от органов государственной власти и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:
создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышения конкурентоспособности предприятий отрасли;
расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним Водным транспортом.
Решение задач развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.
На первом этапе (2009-2015 годы) основными целями развития должны являться преодоление существующих негативных тенденций, и создание объективных предпосылок для устойчивого функционирования и развития внутреннего водного транспорта.
На втором этапе (2016-2025 годы) наряду с закреплением достижений первого этапа необходимо завершить процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, активно внедряться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.
Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:
улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности;
развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка;
реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
содействие развитию экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта и конкуренции с другими видами транспорта;
расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего, интермодальных перевозок;
обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг на водном транспорте являются:
развитие рынка внутренних перевозок;
обеспечение интеграции внутренних водных путей Саратовской области и системы международных транспортных коридоров, проходящих по территории области, с увеличением грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок;
развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе решение задач развития и реформирования внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственной власти и коммерческих структур.
Основной сферой деятельности государства в решении задач развития отрасли должны являться:
сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности;