Действующий

О Концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы

4. Прогнозирование макроэкономических показателей развития транспортного комплекса Саратовской области на долгосрочную перспективу до 2025 года


Долгосрочные прогнозы строятся только для макроэкономического уровня в основном для целей разработки экономической стратегии в виде гипотетических сценариев, носят, как правило, альтернативный характер, содержат рекомендации по государственному стратегическому планированию, представляют интерес для законодательных органов. При построении региональных прогнозов основное внимание должно уделяться исследованию тенденций и факторов российской экономики и экономики субъекта Российской Федерации.

Макроэкономическую основу прогнозирования темпов развития транспорта Саратовской области составляет прогноз роста ВВП России заложенный в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Прогноз темпов развития транспортного комплекса Саратовской области осуществлен в двух вариантах:

1. Инерционный вариант развития и соответствующая модель прогноза базируется на предположении о том, что в транспортном комплексе Саратовской области в целом сохранятся тенденции, сложившиеся до 2007 года. В ряде подотраслей инерционный вариант предусматривает экстенсивный рост экономических показателей, что не окажет существенного влияния на общую, в целом слабовыраженную тенденцию развития транспортной инфраструктуры. Математически прогноз основан на методике экстраполяции.

2. Вариант инновационного социально-ориентированного развития основывается на предположении об ускоренном позитивном влиянии динамично развивающейся отраслевой структуры экономики и растущих доходов населения на тенденции функционирования транспортного комплекса. Данный вариант прогноза базируется на предположении о повышении платежеспособного спроса предприятий и населения на услуги транспортного комплекса. Математически прогноз основан на построении математической модели, связывающей динамику роста ВРП Саратовской области и динамику опережающего развития транспортного комплекса.

Развитие транспортного комплекса Саратовской области проходит на фоне:

стабильного роста объемов коммерческих перевозок грузов;

роста подвижности населения;

снижения транспортоемкости валового внутреннего продукта;

структурных изменений в пассажиропотоках: уменьшается доля наземного городского электрического транспорта за счет переключения части пассажиропотока на автомобильный транспорт малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (маршрутные такси и пр.).

Основными ограничениями наращивания объемов перевозок грузов являются:

неразвитость транспортно-логистической системы;

существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества;

недостаточное развитие экспортной транспортной инфраструктуры (складов временного хранения, пограничных пунктов пропуска);

наличие ограничений пропускной и провозной способности железнодорожных линий.

Таблица 9. Факторы, определяющие развитие транспортного комплекса

Показатель

Факторы роста (инерционный вариант развития)

Дополнительные факторы роста (инновационное социально-ориентированное развитие)

Объем перевозок грузов, грузооборот

Переход от модернизации транспортной системы к ее развитию. Инерционная динамика развития отраслей экономики

Рост объемов инвестиций за счет создания условий для привлечения частных инвесторов. Более высокие темпы развития отраслей национальной экономики. Рост экспорта транспортных услуг

Объем перевозок
пассажиров, пассажирооборот

Переход от модернизации транспортной системы к ее развитию. Инерционный вариант роста доходов населения

Создание условий для роста объемов инвестиций. Совершенствование государственного регулирования на общественном транспорте Рост благосостояния населения


данные Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации инновационное социально-ориентированное развитие, наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе, предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста с темпом около 6,4-6,5 процентов в год.

Развитие российской экономики в период 2008-2025 годов будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008-2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Второй этап (2013-2017 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Третий этап (после 2018 года) - закрепление лидирующих позиций России в мировой экономике и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.

С учетом указанных сценариев возможного развития экономики России и развития экономики Саратовской области были разработаны совмещенный прогноз для основных макроэкономических показателей транспортного комплекса Саратовской области. Первый прогноз соответствует инерционному варианту развития региона, а второй инновационно, социально-ориентированному, в том числе с учетом текущего состояния экономики региона. Результаты прогнозирования приведены в приложении 1.

Существенное влияние на транспортный комплекс области в краткосрочном периоде - на ближайшие 2-3 года может оказать развивающийся в мире финансовый кризис.