Долгосрочные прогнозы строятся только для макроэкономического уровня в основном для целей разработки экономической стратегии в виде гипотетических сценариев, носят, как правило, альтернативный характер, содержат рекомендации по государственному стратегическому планированию, представляют интерес для законодательных органов. При построении региональных прогнозов основное внимание должно уделяться исследованию тенденций и факторов российской экономики и экономики субъекта Российской Федерации.
Макроэкономическую основу прогнозирования темпов развития транспорта Саратовской области составляет прогноз роста ВВП России заложенный в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Прогноз темпов развития транспортного комплекса Саратовской области осуществлен в двух вариантах:
1. Инерционный вариант развития и соответствующая модель прогноза базируется на предположении о том, что в транспортном комплексе Саратовской области в целом сохранятся тенденции, сложившиеся до 2007 года. В ряде подотраслей инерционный вариант предусматривает экстенсивный рост экономических показателей, что не окажет существенного влияния на общую, в целом слабовыраженную тенденцию развития транспортной инфраструктуры. Математически прогноз основан на методике экстраполяции.
2. Вариант инновационного социально-ориентированного развития основывается на предположении об ускоренном позитивном влиянии динамично развивающейся отраслевой структуры экономики и растущих доходов населения на тенденции функционирования транспортного комплекса. Данный вариант прогноза базируется на предположении о повышении платежеспособного спроса предприятий и населения на услуги транспортного комплекса. Математически прогноз основан на построении математической модели, связывающей динамику роста ВРП Саратовской области и динамику опережающего развития транспортного комплекса.
Развитие транспортного комплекса Саратовской области проходит на фоне:
стабильного роста объемов коммерческих перевозок грузов;
роста подвижности населения;
снижения транспортоемкости валового внутреннего продукта;
структурных изменений в пассажиропотоках: уменьшается доля наземного городского электрического транспорта за счет переключения части пассажиропотока на автомобильный транспорт малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (маршрутные такси и пр.).
Основными ограничениями наращивания объемов перевозок грузов являются:
неразвитость транспортно-логистической системы;
существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества;
недостаточное развитие экспортной транспортной инфраструктуры (складов временного хранения, пограничных пунктов пропуска);
наличие ограничений пропускной и провозной способности железнодорожных линий.
Таблица 9. Факторы, определяющие развитие транспортного комплекса
Показатель | Факторы роста (инерционный вариант развития) | Дополнительные факторы роста (инновационное социально-ориентированное развитие) |
Объем перевозок грузов, грузооборот | Переход от модернизации транспортной системы к ее развитию. Инерционная динамика развития отраслей экономики | Рост объемов инвестиций за счет создания условий для привлечения частных инвесторов. Более высокие темпы развития отраслей национальной экономики. Рост экспорта транспортных услуг |
Объем перевозок | Переход от модернизации транспортной системы к ее развитию. Инерционный вариант роста доходов населения | Создание условий для роста объемов инвестиций. Совершенствование государственного регулирования на общественном транспорте Рост благосостояния населения |
данные Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации инновационное социально-ориентированное развитие, наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе, предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста с темпом около 6,4-6,5 процентов в год.
Развитие российской экономики в период 2008-2025 годов будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.
Первый этап (2008-2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
Второй этап (2013-2017 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Третий этап (после 2018 года) - закрепление лидирующих позиций России в мировой экономике и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.
С учетом указанных сценариев возможного развития экономики России и развития экономики Саратовской области были разработаны совмещенный прогноз для основных макроэкономических показателей транспортного комплекса Саратовской области. Первый прогноз соответствует инерционному варианту развития региона, а второй инновационно, социально-ориентированному, в том числе с учетом текущего состояния экономики региона. Результаты прогнозирования приведены в приложении 1.
Существенное влияние на транспортный комплекс области в краткосрочном периоде - на ближайшие 2-3 года может оказать развивающийся в мире финансовый кризис.