Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2008-2010 годы
(с изменениями на 27 февраля 2009 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением областной (региональной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 февраля 2009 года.
_______________________________________________________________
Правительство Саратовской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (далее - Профсоюзы), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (далее - Работодатели) заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее соглашение (далее - Соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области в 2008-2010 годах, и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения предусматривают проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный и безопасный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности экономики, увеличения валового регионального продукта.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением, заключаемым между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Стороны:
1.1. Проводят политику, направленную на ускорение темпов развития, формирование структурно развитой, конкурентоспособной экономики, увеличение занятости на базе ее инновационного обновления и повышения инвестиционной активности.
1.2. Разрабатывают и реализуют программы развития области и отдельных отраслей ее экономики, направленные на решение задач удвоения валового регионального продукта и преодоления бедности.
1.3. Способствуют сохранению деятельности предприятий и трудовых коллективов, находящихся на территории области.
1.4. В случае необходимости осуществляют меры, направленные на предотвращение и защиту от рейдерства, скупки акций и имущества организаций области с целью их закрытия или банкротства.
Правительство:
1.5. Совместно во взаимодействии с федеральными органами власти принимает меры по снижению темпов инфляции, разрабатывает в пределах своей компетенции меры по сдерживанию роста тарифов локальных монополистов.
Не допускает необоснованного повышения цен и тарифов, регулируемых на областном уровне.
1.6. Содействует продвижению продукции областных товаропроизводителей за пределы области и Российской Федерации.
1.7. Обеспечивает участие области в реализации федеральных целевых и адресной инвестиционной программ.
1.8. Разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую базу для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в область, развития малого и среднего бизнеса.
1.9. Ежегодно заключает Соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями и организациями в целях социально-экономического развития области.
Работодатели и Профсоюзы:
1.10. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по развитию производства, выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее как на внутреннем, так и на внешнем рынке, росту производительности труда, улучшению финансового состояния.
1.11. Организуют экономическое соревнование подразделений, конкурсы профессионального мастерства на предприятиях и в организациях с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования (Доска Почета, Книга Почета, Галерея Славы и др.).
1.12. Регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития предприятия.
Работодатели:
1.13. Обеспечивают включение представителей профсоюзов в коллегиальные органы управления организаций, обсуждают с представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций.
Профсоюзы:
1.14. Изучают производственную и социально-экономическую ситуацию в организациях, анализируют и обобщают поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций и направляют их в органы управления организаций, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.15. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов.
2.1. Считают необходимым осуществлять политику, направленную на сохранение и увеличение рабочих мест, обеспечивающих трудовые отношения, развитие кадрового потенциала, обеспечение государственных гарантий в области занятости населения, защиту от безработицы, поддержку трудовых ресурсов области, в том числе работников, находящихся под риском увольнения, развитие системы профессионального образования и подготовки кадров, удовлетворяющей потребности экономики.
Правительство:
2.2. Осуществляет региональную политику в области содействия занятости населения и развития кадрового потенциала и обеспечивает ее реализацию, разрабатывает и утверждает программу содействия занятости населения и развития кадрового потенциала.
2.3. Совершенствует нормативную правовую базу с целью реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области.
2.4. Осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда, разрабатывает и реализует активные меры по содействию занятости населения области: организацию временного трудоустройства, в том числе оплачиваемых общественных работ, стажировок для безработных граждан, выпускников образовательных учреждений; переезда в другую местность для замещения рабочих мест; профессионального обучения и профориентации; содействует развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; информирует население о ситуации на рынке труда.
2.5. Организует работу координационного комитета содействия занятости населения с участием представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
2.6. Осуществляет ежегодное формирование регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Саратовской области в соответствии с законодательством.
2.7. Принимает меры по трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в организации всех форм собственности.
2.8. Представляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных граждан.
2.9. Не допускает при проведении структурных преобразований в отраслях образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания массовых сокращений работников, заранее планирует трудоустройство высвобождаемых работников.
Правительство и работодатели:
2.10. Разрабатывают и реализуют областную целевую программу "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области на 2009 год" и при необходимости аналогичную программу на 2010 год.
Работодатели и Профсоюзы:
2.11. Включают в коллективные договоры обязательства по сохранению и созданию новых рабочих мест, по развитию персонала (подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; опережающее обучение высвобождаемых работников, обеспечение условий для привлечения и работы молодых специалистов), дополнительным гарантиям высвобождаемым работникам (расширение перечня работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе, предоставление оплачиваемого времени для поиска работы).
Работодатели:
2.12. Принимают участие в договорных отношениях с учреждениями профессионального образования по подготовке молодых специалистов с последующим трудоустройством, обеспечивают прохождение производственной практики для студентов и учащихся, развивают институт наставничества.
2.13. На условиях софинансирования содействуют организации рабочих мест для временного трудоустройства граждан, в том числе оплачиваемых общественных работ, стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под угрозой массового высвобождения.
2.14. Создают и развивают систему внутрипроизводственного обучения и службы по развитию кадров на предприятиях области, организуют опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового высвобождения.
2.15. Обеспечивают финансирование мероприятий по развитию персонала на производстве (повышение квалификации, переподготовка, сертификация и т.п.).
2.16. Создают рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте, трудоустраивают их самостоятельно либо по направлению органов государственной службы занятости.
2.17. Своевременно информируют органы государственной службы занятости о наличии вакантных рабочих мест (должностей) с заработной платой не ниже минимального размера оплаты труда; предстоящем высвобождении работников; введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.
Профсоюзы:
2.18. Участвуют в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала и занятости населения, а также в комиссиях, создаваемых в организациях для аттестации и установления уровня квалификации работников, в связи с банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией организаций и др.
2.19. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам занятости и социальных гарантий безработным, осуществляют контроль и правовую защиту трудящихся в вопросах приема, перевода и увольнения, изменения условий трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, трудовой дисциплины, материальной ответственности, трудовых гарантий и компенсаций.
2.20. Осуществляют еженедельный мониторинг неполной занятости на предприятиях, где работают комитеты профсоюзов, входящие в Федерацию профсоюзных организаций области. Информируют о полученных данных министерство занятости, труда и миграции области, контрольно-надзорные органы области.
Стороны:
3.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, снижение дифференциации заработной платы.
3.2. Принимают меры по увеличению среднемесячной заработной платы по области с темпами роста опережающими уровень роста в целом по Российской Федерации.
3.3. Принимают меры по доведению минимального размера оплаты труда работников предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики области до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.4. Ежегодно, до внесения областного бюджета в областную Думу, заключают региональное соглашение по минимальной заработной плате области на предстоящий год.
Правительство:
3.5. Предусматривает в целевых ориентирах на 2008 год размер среднемесячной заработной платы по отраслевым органам исполнительной власти с учетом итогов социально-экономического развития Саратовской области в 2007 году.
3.6. При подготовке областного бюджета на очередной финансовый год обеспечивает рассмотрение на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) вопрос об оплате труда работников бюджетной сферы.
3.7. При разработке новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений на очередной финансовый год руководствуется нормами, предусмотренными Едиными рекомендациями, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Оказывает помощь органам местного самоуправления в разработке систем оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.
3.8. Принимает меры по переводу работников областных учреждений бюджетной сферы на новые условия оплаты труда не позднее сроков, установленных для федеральных организаций.
3.9. Разрабатывает и реализует меры по сокращению дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики, предусматривая необходимые средства при формировании бюджета на очередной год.
3.10. Обеспечивает своевременную, не реже 2 раз в месяц, выплату заработной платы работникам областных бюджетных учреждений и организаций.
Продолжает деятельность областной координационной комиссии по вопросам заработной платы.
3.11. Проводит мониторинг уровня жизни населения области для оценки эффективности социально-экономических преобразований и ежегодно информирует Стороны о тенденциях изменения основных показателей уровня жизни населения.
Работодатели и профсоюзы:
3.12. Добиваются установления в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки первого разряда на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, инициируют включение в коллективные договоры положений по оплате труда, установленных отраслевыми соглашениями.
3.13. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год.
3.14. Включают в коллективные договоры предприятий внебюджетного сектора экономики положения о повышении удельного веса тарифа (оклада) в общем заработке работников до 70 процентов.
Работодатели:
3.15. Сохраняют долю оплаты труда в общих затратах на производство и в цене продукции не ниже достигнутой за прошедший период.
3.16. Принимают меры по доведению в 2010 году среднемесячной заработной платы во внебюджетном секторе экономики области до 19700 рублей.