____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.09.2024 на основании постановления Правительства Саратовской области от 13.10.2023 N 931-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 июля 2022 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 22.11.2013 N 654-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2014 N 294-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 21.07.2017 N 374-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.03.2019 N 134-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2019 N 351-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 25.10.2021 N 905-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.07.2022 N 661-П.
_______________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также в целях охраны, развития и рационального использования территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами, Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ (преамбула в редакции, введенной постановлением Правительства Саратовской области от 20.05.2014 N 294-П, см. предыдущую редакцию):
1. Утвердить Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения
(приложение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 26.07.2022 N 661-П, см. предыдущую редакцию)
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", регулирует отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами.
I. Лечебно-оздоровительные местности регионального значения
1. Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Лечебно-оздоровительная местность является особо охраняемой территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами.
2. К природным лечебным ресурсам относятся:
месторождения минеральных вод;
месторождения лечебных грязей;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (глины, соли, и др.);
лечебный климат;
акватории озер и рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2019 N 351-П, см. предыдущую редакцию);
другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения, если она:
располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
обладает запасами минеральных вод, лечебных грязей, способными обеспечить лечение и профилактику заболеваний при организации санаторно-курортных учреждений, и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;
имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного строительства;
удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта регионального значения.
4. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения на основании следующих документов:
бальнеологических заключений, разработанных научно-исследовательскими институтами, уполномоченными Министерством здравоохранения Российской Федерации, о качестве природных лечебных факторов территории;
заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, утверждаемых федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования;
(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2019 N 351-П, см. предыдущую редакцию);
перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации;
топографического плана территории с экспликацией земельных участков и сведений об их пользователях.
Организация подготовки документов осуществляется исполнительными органами области и иными заинтересованными лицами.
5. Исполнительные органы области и иные заинтересованные лица направляют подготовленные документы в комиссию по организации и использованию лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения на территории Саратовской области (далее - Комиссия), образуемую исполнительным органом области в сфере охраны окружающей среды. Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются образовавшим ее исполнительным органом области. В состав Комиссии включаются представители министерства здравоохранения области, министерства по делам территориальных образований области, министерства внутренней политики и общественных отношений области, министерства сельского хозяйства области, комитета по туризму области, комитета по управлению имуществом области, а также могут включаться представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (по согласованию), Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, органов местного самоуправления области (по согласованию), общественных, образовательных и научно-исследовательских организаций (по согласованию). Для участия в заседаниях Комиссии при необходимости могут привлекаться представители иных исполнительных органов и заинтересованных лиц (по согласованию).
Представленные документы рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок со дня поступления комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
При наличии положительного заключения Комиссии исполнительный орган области в сфере охраны окружающей среды в месячный срок со дня получения данного заключения разрабатывает проект правового акта Правительства области о признании территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения и вносит его на согласование в установленном порядке.
В случае отрицательного заключения Комиссии представленные документы возвращаются заявителю в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в признании территории лечебно-оздоровительной местностью регионального значения с обоснованием причин отказа.
6. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения Правительством области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
7. Для территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями регионального значения, разрабатываются и осуществляются мероприятия, предусматривающие:
дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;
разработку проекта округа санитарной или горно-санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;
вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны и проведения регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;
поддержание лечебно-оздоровительной местности и природных лечебных ресурсов в благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии;
проведение работ по сохранению природных лечебных ресурсов (каптаж источников минеральных вод, обустройство скважин), уходу за лесными насаждениями и проведение ландшафтных и других природоохранных работ (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2019 N 351-П, см. предыдущую редакцию);
(абзац утратил силу);
строительство дорог, систем водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, телерадиовещания и связи.
II. Курорты регионального значения
8. Курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении органов государственной власти области и располагающая необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
9. Территория признается курортом регионального значения на основании следующих документов:
заключения министерства здравоохранения области о типе и медицинском профиле курорта;
(абзац утратил силу);
перечня действующих санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, водо-грязе-паролечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и др.) с их технической оценкой и указанием владельцев;
перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев;
бальнеологических заключений о современном состоянии используемых природных лечебных ресурсов или намечаемых к использованию на курорте;
заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, утверждаемых федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования;
(абзац утратил силу).
Организация подготовки документов осуществляется исполнительными органами области и иными заинтересованными лицами.
10. Исполнительные органы области и иные заинтересованные лица направляют подготовленные документы в Комиссию. Представленные документы рассматриваются Комиссией в 3-месячный срок со дня поступления комплекта документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения.
При наличии положительного заключения Комиссии исполнительный орган области в сфере охраны окружающей среды в месячный срок со дня получения данного заключения разрабатывает проект правового акта Правительства области о признании территории курортом регионального значения и вносит на согласование в установленном порядке.
В случае отрицательного заключения Комиссии представленные документы возвращаются заявителю в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в признании территории курортом регионального значения с обоснованием причин отказа.
11. Территория признается курортом регионального значения Правительством области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
12. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта регионального значения определяются Положением., о данном курорте, утверждаемым Правительством области.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
ИПС "Кодекс" - Центр "Уникласс".